logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

4.3. Легитимность политической власти

Важнейшим принципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность, которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольное подчинение масс предписаниям существующей политической власти, когда большинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле.

Этимологически понятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis — законный. Этот термин широко распространился в сфере политики в начале XIX в во Франции, где он выражал политическое движение, ставившее своей целью восстановление власти короля как единственной законной. Тогда же он приобрел и другой смысл — признание данной государственной власти в качестве законной и отвечающей интересам народа. Современное понимание легитимности власти заключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих и управляемых. Те, кто командует, знают, что они делают это на законном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их деятельность как легитимную

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода, нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления.

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой.

Традиционная легитимность основывается на авторитете традиций, уважении обычаев, убеждении, что власть выражает чаяния народа, соответствует традициям и обычаям, принятым в обществе в качестве стереотипов поведения Традиции и обычаи выступают здесь источником отношений господства и послушания. Они указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению санкций, предусмотренных обществом. Данный тип легитимности особенно часто встречается при наследственном типе власти, в монархических государствах Длительная привычка к оправданию той или иной формы власти создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость.

Харизматическая (от греч. charisma — божественный дар) легитимность основывается на вере людей в выдающиеся способности какого-то политического лидера или узкой группы людей. Образ наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Люди, безоговорочно доверяя всем действиям и замыслам харизматического лидера, некритически воспринимают стиль и методы его правления. Абсолютное доверие к лидеру чаще всего возникает в период революционных перемен, когда разрушаются привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться на старые нормы и ценности. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее. Но такая безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается культом его личности.

Легально-правовая (рациональная) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип легитимности предполагает, что население поддерживает власть исходя из собственной оценки действий этой власти Именно практическая деятельность органов государственной власти, высших должностных лиц служит основой рациональной оценки. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а также сформированным на их основе политическим структурам и институтам Лица, осуществляющие власть, избираются или назначаются в соответствии с существующей правовой процедурой, поэтому их власть не является произвольной. Этот тип легитимности относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа При этом используются различные средства издаются указы, постановления, законодательные акты Объектами легитимности обычно являются само государство и его органы, существующий общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т. д. Для получения их поддержки применяются самые разные средства и методы. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель, референдумы и т.п. С помощью этих средств власть приобретает легитимность, т. е. обретает поддержку и доверие народа.

Существенное значение для укрепления в народе легитимности власти имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций Дело в том, что любая политическая власть заботится о сохранении своей легитимности и для этого создает систему ее обеспечения Структурными элементами этой системы являются органы легитимации политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. К ним относятся органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть), органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации), силовые структуры (органы насилия) К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание), приобщение (участие в властвовании, предоставление привилегий), традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения, не исключена также и возможность применения силы).

Нельзя также не отметить, что изначальная легитимность политической власти не может служить гарантией против утраты ею доверия народа. История знает немало примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, т. е. пользующейся доверием большинства членов общества. В качестве причин утраты легитимности чаще всего выступают невыполненные политические программы и обещания и многое другое.

Контрольные вопросы

1. На какой основе возникла власть?

2. Чем отличается политическая власть от других видов власти?

3. Как можно классифицировать виды политической власти?

4. Назовите достоинства и недостатки авторитаризма?

5. Каковы основные отличия тоталитаризма от авторитаризма?

6. Какие вы знаете основные принципы существования демократии?

7. В чем заключается демократический плюрализм?

8. Обозначьте основные недостатки демократической системы.

9. Что такое легитимность политической власти?

10. Что такое легитимация?

11. Назовите типы легитимности (по М. Веберу).

12. Какие существуют способы легитимации?

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Сущность и происхождение власти: историко-социальные аспекты.

2. Авторитарная власть в современном мире.

3. Тоталитарная политическая власть.

4. К вопросу о легитимности политической власти.

5. Легитимация: формы, способы, реализация.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: Учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература:

Громыко А.Л. Политическая власть и ее составляющие. М., 1999.

Ледяев В.Г. Концептуальные основы власти. М., 2001.