logo search
Политология

1.3. Политология – учебный предмет в вузе

Политология - учебная дисциплина дает знания студентам, она вошла в учебные планы российских вузов совсем недавно, в конце ХХ в. Главное внимание в ней сконцентрировано на ключевых темах и вопросах мира политики, на основополагающих категориях: политические институты, власть, государство, политические системы, политические режимы, политическая культура, электоральные системы и другие.

Политология в вузе – это совокупность знаний в виде последовательного и систематического изложения материала, раскрывающего изучаемый объект с разных позиций, что нашло отражение в программах, учебных пособиях по политологии.

Она способна выполнить конструктивные функции: формировать политическую культуру студентов, такие качества как готовность к компромиссу, стремление к консенсусу, цивилизованной защите своих интересов, она дает уроки толерантности, диалога, адекватной реакции на политические события, учит ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, уважая права и интересы граждан, государственных институтов.

Главной задачей политологического образования студентов является выработка у них потребности приобретения этих знаний, формирование таких качеств как широта и нестандартность мышления, прослеживание взаимосвязи исследований в принятии политических решений, способность оценивать эффективность функционирования политических институтов, рассматривать политику через призму интересов людей, желание получить дополнительные политические знания, стремясь к их постоянному обновлению. Выработка таких качеств эффективна не только в ходе учебной деятельности, но и через различные формы научно-исследовательской работы студентов.1

Заканчивается институализация политологии как вузовской дисциплины. Приняты Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальный проект "Образование", Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.

С целью создания единого образовательного пространства и обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов разработан Государственный образовательный стандарт нового поколения, который включил в себя федеральные требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ и к условиям их реализации.

За период становления политологии в России создано более 50 учебников и учебных пособий, авторами которых явились российские ученые-политологи Г.А. Белов, М.А. Василик, К. С. Гаджиев, М.В. Ильин, Б. И.Краснов, Р.Т. Мухаев, А.С. Панарин, В.П. Пугачев, А.И. Соловьев и др.

Студенты имеют возможность обратиться к журналам, периодическим изданиям по политологическим проблемам: "Полис" ("Политические исследования"), "ОНС" ("Общественные науки и современность"), "Свободная мысль", "Власть", "Полития", "Социально-гуманитарные знания", "Вестники МГУ и СП-б. Университетов" (серия "Политология"), "Федерализм" и др.

Современная эпоха – эпоха глобальных и информационных революций, использования компьютерной техники и информационных технологий. Хотя будущее за обучением, объединяющим различные технологии, актуальным сегодня является задача использования студентами Internete – источников и форм получения знаний. Необходимость использования достижений информатики для получения политологических знаний, социально-гуманитарных исследований диктуется несколькими обстоятельствами: во-первых, многократно умножаются возможности доступа к данным и фактам; во-вторых, перед студентами стоит задача научиться приобретать знания в условиях быстрых изменений; в–третьих, студенты предпочитают информацию в более простой и доступной форме; в-четвертых, растет объем материала, а количество часов сокращается.

Компьютерная технология - это не просто еще одно техническое средство обучения политологии, а качественно новая технология обучения с использованием интернет-классов, электронных версий библиотек. Эта технология расширяет творческий потенциал, дает возможность выйти за рамки традиционных форм обучения, формируется новая информационная культура1. В условиях, когда сняты ограничения на объемы информации, обмен информацией, огромна роль коммуникативного капитала (лат.- communication – способ сообщения, передачи), необходимого атрибута взаимодействия молодежи, студентов.

В ходе реализации образовательной программы корпорации Intel "Обучение для будущего" студенты, изучающие политологию, могут проводить исследования, результаты которых оформлять с помощью информационных технологий: используя MS Excel, MS Power Point, MS Publisher. Еще недостаточно используются возможности инновационных активных методов обучения в политологии, закрепляющих поведенческие навыки и умения, таких, как кейз-стади (метод изучения кейсов): описательных, оценочных, выбора решения и др. Информационные технологии позволяют охватить большее число студентов, больший материал, способствуют индивидуализации обучения студентов.

Политология – это дисциплина гуманитарного профиля, у нее свои задачи. В процессе изучения ее в вузе формируется целостное, системное видение политики, понимание роли политики в жизни общества, формируется политическое мышление. Политология воспитывает гражданские качества у студентов, гражданскую культуру и политическую ответственность будущих специалистов, т.е. она связана с воспитательной функцией высшего образования.

Образование сегодня рассматривается как инвестиции в будущее. Процесс обучения в вузе является процессом накопления знаний. Особую роль в реализации способностей человека на производстве играет и культурный капитал, который связан с навыками политической социализации, начинающейся в стенах образовательного учреждения и продолжающийся на рабочем месте.

Это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, "внедрение" индивида в общественную структуру посредством социально необходимых качеств, которые воспитываются в т.ч. и в процессе изучения политологии.

Политология играет огромную роль в формировании гражданского общества, становлении нового типа гражданина-патриота. Она стремиться приобщить студентов к ценностям прав и свобод человека, к идеалам конституционализма, учит самостоятельно ориентироваться в мире политики, действовать согласно своим индивидуальным склонностям в качестве активного участника политической жизни общества, т.е. формирует политическую культуру и личности, и общества.

Университеты – это высшая школа сотрудничества и социального партнерства, школа, способствующая профессиональному становлению, самоопределению, социокультурной самоиндефикации студенческой молодежи. Университетское образование стремиться выпустить гармоничную личность, знающего и умеющего разбираться, в том числе и в политике, т.е. содержит политический компонент в подготовке специалистов.