logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 5. Философская теория познания

Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррацио­нальных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Отражение - это одно из всеобщих свойств матери­ального мира. Оно представляет сохранение признаков воздействующего объекта другим объектом, который испытывает это воздействие. Отраже­ние есть двусторонний или многосторонний процесс в зависимости от количества взаимодействующих объектов. Благодаря отражению, предметы и явления материального мира обмениваются информацией, меняются и развиваются.

Отражение между взаимодействующими телами может быть пассивным; физическое и химическое отражение в неживой природе. Биологическое отражение у растений, животных и человека осуществляется в форме раздражимости, безусловных и условных рефлексов, обладает первичной (нетворческой) приспособительной активностью. Социаль­ное отражение в обществе является более сложным уже потому, что содержит в себе низшие формы отражения, а также обладает своей специ­фикой - осознаваемым отражением.

Осознаваемое отражение человеком окружающего природного мира, других людей и самого себя представляет процесс познания как социальное явление. Все другие формы отражения, присущие человеку, составляют необходимую базу для появления отражения на основе сознания. Иначе говоря, теория познания объясняет освоение бытия человеком и обществом. Теория познания - часть теории отражения, связанная с осмысливаемым отражением.

В истории философии шли острые дискуссии о том, может ли вообще человек познавать мир, а если может, то что именно, существуют ли какие-либо пределы познания, методы, формы. Что такое знание, истина? Утверждалось, например, что конкретные материальные объекты человек может познавать, а Бог, космос — непознаваемы. Одни считали, что познание человека связано с его чувствами или логическим мышлением. Другие отстаивали существование иррационального познания. Эти и многие другие точки зрения на познание и отражение человеком при­родного мира, общества и самого себя существуют и сегодня.

Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит, во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции на соотношение сознания человека и бытия. Во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания. В-третьих, в анализе уровней, способов и форм, содержания и результатов процесса познания. В-четвертых, философия рассматривает общую и всеобщую методологию познавательной деятельности человека, особенности научного и вненаучного познания, критерии познавательной деятельности.

Современные концепции познания условно можно разделить на философские и концепции познания других наук. К философским концепциям относятся учения, основанные на материалистической или идеалистической диалектике, а также иррационально-мистические, мифологические, оккультные. В конкретных науках существуют концепции, ориентирующиеся на чувственное или рациональное познание, а также на использование нетрадиционных принципов, методов и форм познания (постижения) бытия.

Точки зрения, отрицающие или ограничивающие познавательную деятельность человека, обобщенно называются агностицизмом. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Скептицизм существовал в форме критики рационализма софистов в эпоху античности; как ортодоксаль­ный (фидеистический) и антирелигиозный скептицизм в средние века; в форме возрожденческого «первого пирронизма» и «беллианизма» XV-XVI веков; иррационализма в Новое время. Сторонники скептициз­ма сомневались в возможности или продуктивности каких-либо кон­кретных познавательных процессов, но не отрицали способности чело­века к познанию. Релятивисты отстаивали относительный характер соответствия знаний объекту познания, считали, что истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует. Иррационализм при­сущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необ­ходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.

Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей че­ловека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Во-первых, ма­териальные объекты и сознание самого человека постоянно изменяются. Поэтому «абсолютно точно» познать такие объекты невозможно. Во-вторых, познавательные возможности людей ограничиваются своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможным стро­гое изучение микромира или космоса. И на рубеже XX-XXI веков воз­можности познания квантового вакуума, идеального, дальнего космоса, генного кода, многих других явлений и процессов также невелики. При­знанные истинными, знания с течением времени оказываются не в пол­ной мере таковыми или просто ошибочными. Сомнения относительно различных сторон и показателей познавательного процесса, питающие агностицизм, будут сохраняться. Они во многом естественны, хотя в аг­ностицизме присутствует мистика, субъективизм, подмена чувственного и рационального познания иными формами и методами.

Познание и знание характерны для человека и высших животных.

У животных познание не является самостоятельным в психике спосо­бом освоения окружающего мира и самих себя. Знания высших живот­ных закрепляются в первой сигнальной системе как знаки (мимика, дви­жения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительного характера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручное мышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно воз­никающих и повторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, по­ведений и наследственности животных.

У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны осмысленность (фиксация мысленных состояний и образов, их разграничение на осно­ве сходства и различий, самоконтроль и т.п.), целеполагание, целесообразность, творчество, предвиденье. Знания у человека закрепляются не столько в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе, основанной на языке и речи.

В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существует два его определения. В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия - это общественно-историчес­кий процесс отражательно-творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний. Знание есть результат познания, реально-образное закрепление процесса отражения в сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме. Знание соотносится с информацией как более широким явлением. Информация есть свойство и результат всякого отражения. С помощью информации осуществляется, например, передача признаков от одной элементарной частицы к другой, от клетки к клетке, от одного организма к другому, от человека к человеку. Знание — разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование.

Люди осознают и изучают свою познавательную деятельность. Изучение осуществляется непосредственно практически и теоретически. Объяс­нение познания на основе теоретического и повседневного опыта формирует первичные знания об этом виде человеческой деятельности. Теоретическое знание упорядочивает и систематизирует знания о процессе познания, выявляет его существенные характеристики и закономерности. Теория познания в философии (гносеология, эпистемология) - раздел, в котором изучаются основы познания, отношение знания к бытию, условия достоверности, теоретической и практической значимости знания. Она опирается на гносеологические принципы: познаваемости мира, отражения, единства субъекта и объекта познания, активности познания, проверяемости и редуцируемости знания, его ценности для человека и общества и др.

Всякий познавательный процесс человека имеет объект познания и познающего субъекта. Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь. Отражательно-познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы: связи, отражения (от объекта к субъекту); связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).

Люди как субъекты познания различаются между собой способнос­тью к познавательной деятельности, особенностями гносеологических потребностей и интересов, ориентациями на познание различных сторон бытия, наличием или отсутствием профессиональной подготовки, мето­дологией, целями, мотивами, ценностями познания и т.д. Объекты по­знания также имеют не только общие признаки, присущие бытию или его видам, но и различия. Так, существенно различаются материальные и нематериальные (идеальные) объекты познания. Уникален сам чело­век как объект познания, поскольку содержит в себе материально-физи­ческие, психические и духовные характеристики. Обладают особеннос­тями объекты познания общественной жизни. Объекты познания можно также разделить на достаточно или мало изученные и еще совсем не из­вестные человечеству.

Познавательная деятельность человека осуществляется на двух ос­новных уровнях: на чувственном и абстрактно-логическом. Чувственное познание основано на материально-физической системе отражения дей­ствительности в психике человека. Такие виды чувствования, как зре­ние, слух, обоняние, осязание, вкус, имеют специальные органы, даю­щие познавательную информацию. Чувства голода, холода, давления, страха, боли, равновесия, влечения возникают в процессе взаимодейст­вия ряда органов человека между собой и с внешней средой. Система чувствования у человека весьма разнообразна и хорошо развита. Несмо­тря на то, что у животных отдельные органы чувств развиты лучше, чем у человека, у людей они системны и в совокупности — совершеннее.

Чувственное познание предполагает непосредственное отражение объ­екта познания. Значительная часть знаний, полученная на основе органов чувств, не проходит через сознание. Она остается на уровне психически бессознательного. Это предостерегает сознание от перенапряжения. На основе избирательности отражения, внимания, памяти, целеполагания, других психических процессов и состояний, человек осмысливает часть полученной информации и оформляет ее в чувственное знание.

Основными формами чувственного знания являются ощущения, вос­приятия и представления.

Ощущения - осознанная часть первичного чувственного отражения как познания. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксирова­ны отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения как первичное знание у человека — самая богатая, динамичная и много­образная совокупность образов сознания. Но многие знания-ощущения недолго удерживаются в сознании, а качества и сущность объектов по­знания может лишь угадываться, предполагаться.

Восприятия — переосмысленные ощущения, в которых сформирова­на целостная, но поверхностная характеристика объекта познания. Вос­приятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некото­рому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям человек разграничивает объекты познания как целостные единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки. Благодаря этому качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остается поверхностным.

Представления — воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продук­тивным осознанием информации или воображением. В отличие от ощу­щений и восприятий, представления уже «поднимаются» над непосредственной данностью единичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов как необходимой основы логического, рационального мышления.

Существует точка зрения, согласно которой оперирование в сознании (ощущениями, восприятиями и представлениями не составляет содержание мышления человека. Это как бы предмышление, то есть чувственное осознание сформированных идеальных, но не абстрактно-логических образов. Но не менее распространена и позиция, сторонники которой полагают, что логическое мышление у человека распространяется на все образы сознания, поскольку уже на уровне ощущений и восприятий осуществляются самостоятельные, непосредственно не связанные с чувст­венным отражением процессы по переработке имеющихся первичных знаний. Первая точка зрения основана, возможно, на акцентировании различий между чувственным и абстрактным уровнями познания, а вто­рая - на поиске общих их характеристик и взаимодействия, на труднос­ти явного разграничения уровней познания.

Абстрактно-логическое или рациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень. Оно позволяет проникать в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого взаимодействия с объектом познания. Основными формами абстрактно-логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию опознаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

Суждение как форма абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. По качеству суждение может быть утвердительным или отрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания оно бывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждением отношений и су­ществования. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопро­сительные, большинство побудительных предложений не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятия­ми. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте по­знания.

Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе од­ного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь между по­нятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений может получать новые знания о его сущест­венных признаках и связях.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реа­лизует теоретические знания. Многие люди, тем не менее, руководствуются в своей практической жизни преимущественно чувственными зна­ниями, основанными на них верованиями, мифами, традициями и обычаями, другими формами постижения бытия. В чувственном позна­нии вопрос об истинности знания часто подменяется «правдой», «дог­мой», силой общественного мнения, привычкой.

Познание осуществляется двумя путями: репродуктивно и продук­тивно. Репродуктивное познание означает фиксацию моментов отраже­ния в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, каки­ми они были восприняты. Репродуктивное познание воспроизводит как бы зеркально, без каких-либо существенных изменений свойства и свя­зи бытия в знании, накапливает их. Такое познание необходимо. Но че­ловек также творит мир собственной жизни. Все, что отсутствует в гото­вом виде в природе, человек создал сам в результате творческой, продуктивной деятельности. Процессу познания также свойственно творчество.

Творческий характер познавательной деятельности складывается из нескольких важных условий и процессов: познание должно быть свобод­ным, непринужденным или чрезвычайно трудным; познающему субъек­ту важно вдохновение, эмоциональный и внутренне логический подъем, настрой на открытие нового, необычного, прекрасного; иное, как бы «в первом чтении», «чистое» восприятие и осмысление объекта позна­ния; творчество требует решительного отхода от типического, повсед­невного, стандартного в познании; творчество есть постоянное обраще­ние к исторической памяти и воображению, даже фантазии; оно есть доведение познавательных способностей до высоты интуитивного, «до умного видения».

Творческий характер познания связан прежде всего с глубоким самопознанием человека как творца знаний, культуры. Повседневная жизнь делает индивида своеобразным автоматом. Ему некогда обратиться к себе, к глубокому постижению и открытию своей сущности. Многие философы считали, что самопознание - главное условие и признак творчества, творческого познания. Эвристический, нацеленный на открытие нового, характер познавательной деятельности неизменно приносит свои результаты, формирует самотворчество. Продуктивность познания зависит также от социальной значимости его результатов. Человек редко ориентируется на то, чтобы овладеть массой знаний и творческим характером познания в личных только интересах. Для него важнее обшественная оценка его труда, признание, социальный авторитет и польза для других.

Общая оценка творчества в познавательной деятельности не всегда точна или даже научна. Часто она связана с такими свойствами человека или объекта познания, которые не поддаются строгому определению. Поэтому и в творчестве по добыванию знаний много субъективного, непонятного и даже таинственного. Данное суждение относится не только к обыденному познанию, религиозному постижению бога, оккультной медитации, но и к научному познанию.

Более конкретно творческий характер научного познания может вы­глядеть следующим образом. Творчество означает выбор сложной или значимой познавательной цели или нескольких (поэтапных) целей. По­знание должно сочетать экспериментальный и логический уровни, опираться на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов. Важное место в творческом научном познании занимают методы и средства получения истинного знания, использование современной методологии и (если необходимо) технической базы. Неотъемлемым атрибутом научно-познавательного творчества является основательная информированность субъекта в основной и смежных областях исследо­вания. Познавательное творчество есть многообразная проверка полу­ченных результатов, проявление смекалки и изобретательности в спосо­бах проверки, в повышении точности полученного знания.

Всякое познание завершается формулированием знания. Оно может быть ложным, знанием-заблуждением и истинным знанием. Ложное знание формируется специально с целью исказить восприятие объекта познания. Искажение знания осуществляется в интересах познающего субъекта или по заданию (заказу) других субъектов. Субъект, формиру­ющий ложное знание, обладает, как правило, и истинным знанием, но скрывает его. Ложь возникает тогда, когда истинное знание уже сущест­вует. Ложное знание может представлять опасность для других людей, когда оно связанно с важными сторонами их жизни.

Знание-заблуждение означает непреднамеренное искажение знания или его неверное первоначальное формулирование. Заблуждение бывает результатом поверхностного знания, использования ошибочных или не­достаточно адекватных объекту познания методов и средств. Заблужде­ния в научном познании связаны со слабой материально-технической базой, ошибочной методологией или со сложностью, малоизученностью объекта познания, невозможностью его комплексного изучения. За­блуждения естественны как в обыденно-практическом (чувственном), так и в теоретическом (рациональном) познании.

Несомненной ценностью обладает истинное знание. Истина - это та­кое знание, которое соответствует объекту познания, его свойствам и за­конам, другим характеристикам. Истина может быть адекватной прежде всего материальным объектам познания. Идеальные объекты познаются опосредованно или принимаются на веру. Опосредованно изучается со­знание человека, его свойства и функции. На веру принимается прежде всего бог, другие символы религии. Среди представителей религии и ре­лигиозной философии вера признается выше знания, так как она от бо­га, а знания - от самого человека. Общество и наука ориентируются в своей деятельности прежде всего на истинные знания. Вера - элемент мировоззрения, следование вере или неследование ей — это естественное свободное право выбора для каждого человека. Но обществу необходимы и точные, обширные и глубокие знания. Поэтому истинное знание все­гда актуально.

Истина имеет ряд существенных характеристик. Во-первых, она об­ладает объективностью и субъективностью. Объективность истины озна­чает независимость ее содержания от познающего субъекта. Объектив­ность истины определяется объектом познания. Если объект познания идеален, мера объективности знаний в нем существенно снижается или вовсе отсутствует. Объективность истины состоит также в содержании и смысле информации об объекте познания. Субъективность истины свя­зана с выражением знания в той или иной форме (знаковой системе). Как зазвать открытое (обнаруженное) свойство или сам объект позна­ния, в каких словах или понятиях выразить полученное знание, какие акценты усилить или ослабить - это и многое другое зависит от познаю­щего субъекта. Субъективностью обладает и оценка полученного знания как истинного, как заблуждения или ложного знания.

Во-вторых, всякое истинное знание есть единство абсолютного и от­носительного знания. Абсолютность истины означает полное, завершен­ное, исчерпывающее знание об объекте познания. Такой истины не су­ществует, так как все бытие непрерывно меняется, а возможности человека к познанию всегда ограничены сложностью объекта познания, недостаточностью инструментария, а также субъективно-гносеологичес­кими способностями человека. Но абсолютность истины означает также неопровержимость и достоверность знания на каждый конкретный момент его существования. Такое знание можно получить, провести его до­статочную аргументацию и использовать на практике. Неопровержи­мость и достоверность в абсолютной истине составляют «зерна» вечного, правильного знания. Такое знание часто проявляется в форме методоло­гического основания для получения более конкретного знания. Так, суждение «все в мире находится в постоянном изменении и относитель­ном покое» опровергнуть невозможно. Это достоверное знание общего, мировоззренчески-методологического характера. Оно может быть кон­кретизировано применительно к объектам познания меньшей степени общности.

Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность. Но благодаря объективности истины, мы доверяем такому знанию, ис­пользуем в жизни. Всякое знание относительно. Но абсолютизация это­го признака истины приводит к релятивизму. Относительное знание необходимо соотносить с моментами абсолютного знания, другими признаками. Тогда абсолютность и относительность будут осмысливать­ся как имманентные признаки истины, неразделимые характеристики верного знания.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Именно наличие абсолютно достовер­ных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практи­ческой деятельности людей, особенно в тех областях, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий слу­чай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления.

В-третьих, истина есть единство абстрактного и конкретного знания. Абстрактность истины выражает возможность самостоятельного сущест­вования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые - сохраняются. Чем выше сте­пень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, тем абстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера приобрета­ют мировоззренческий смысл. Такие понятия, как «бытие», «материаль­ное», «идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельно широкими абстракциями истинного знания. Существует абст­рактно-истинное знание и меньшей степени общности: «человек», «об­щество», «политика», «юрист» и т.д. Абстрактное в истине - необходи­мый признак. Он позволяет осуществлять классификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на одни характеристи­ки, изучая их более подробно и глубоко, отвлекаясь от других характери­стик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория.

Абстрактность истины неотделима от ее конкретности. Конкретное в истине указывает на соотносимость знания с определенным объектом познания. Как и объективность, конкретность ярко проявляется при по­знании материальных объектов. Изучая идеальное, его виды и формы, человек субъективирует конкретность познания логическими и другими приемами. Конкретность истины при этом теряет свою объективность. Особую значимость конкретность истины приобретает при изучении ис­тории общества, прогресса и регресса, места и роли человека в общест­венном развитии. Объективность и конкретность социального познания проявляются в нейтральном, независимом от интересов и устремлений других людей изучении конкретных общественных явлений и процессов, деятельности субъектов истории.

Меру истинности знаний можно проверить. Существует три основ­ных способа проверки истинности знания. Первый способ состоит в многократном повторении чувственного опыта, подтверждающего или опровергающего имеющееся знание. Особую значимость при этом име­ет практический эксперимент. Второй способ связан с логической аргу­ментацией и опровержением. В теории накоплен значительный инстру­ментарий формально-логической или диалектической проверки истинности знания. Многие фундаментальные, а также ряд гуманитар­ных наук используют данный способ как основной, потому что другие способы или неубедительны, или невозможны. Третий способ проверки истинности знания состоит в обращении к практике. Данное обращение не означает простую, многократную опытную проверку. Практика как критерий истины показывает ее истинность, подтверждая знание зако­номерным ходом развития, существенными признаками, специально разрабатываемыми программами и методиками. Практика как матери­ально-чувственная, предметная и целеполагающая деятельность субъек­тов истории и культуры, имеет своим содержанием преобразование при­родных и социальных объектов. Истинность знания проверяется объективностью, общесоциальным характером, конкретностью и зако­номерностями практики. Но и практика не является абсолютным, итого­вым критерием истины, так как в ней присутствует высокая вариантность, субьективизм, изменчивость и другие признаки, они выступают как бы оппозиционными по отношению к объективности практики как критерия истины.

Таким образом, процесс познавательной деятельности человека до­статочно сложен, но он и хорошо изучен. Важное значение имеет твор­ческий характер достижения истинного знания и его всесторонней про­верки. В современном обществе ценность имеют прежде всего научные знания.