Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит философский смысл проблемы бытия? Можно ли считать определение бытия научным?
2. Дайте характеристику видам и формам бытия.
3. Назовите основные положения философского учения о материи.
4. Раскройте понимание сознания как субъективного бытия.
5. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение категории «бытие» для познания сложных и противоречивых процессов современного мира, юридической практики?
6. В чем состоит практический характер и направленность повседневного восприятия мира?
7. Раскройте место и роль естественнонаучного знания в мировоззрении личности.
8. Какова диалектика обыденно-практической и теоретической картин мира?
9. Проведите анализ исторической изменчивости научной картины мира.
10. В чем проявляется многообразие религиозного знания и его специфика?
11. Каковы основные различия христианской, исламской и буддистской картин мира?
12. Дайте характеристику современной общенаучной картины мира и места в ней философского знания.
13. Определите развитие, покажите его отличия от движения.
14. Что такое диалектика, какова ее структура?
15. Назовите учения, составляющие альтернативу диалектике.
16. Определите закон единства и борьбы противоположностей.
17. Дайте определение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.
18. Определите закон отрицания отрицания.
19. Что такое «неосновные законы диалектики»?
20. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение категорий диалектики?
21. Что такое познание и знание?
22. Охарактеризуйте процесс познания и его элементы.
23. Назовите основные этапы разработки проблем познания в истории философии.
24. Определите сущность, основные формы и роль чувственного познания в деятельности правоведов.
25. В чем состоит специфика рационального познания и его основных форм?
26. Каковы место и роль интуиции в процессе познания?
27. Как проявляется многообразие форм человеческого знания?
28. Как соотносятся истина, заблуждение, ложь, обыденное и теоретическое знание?
29. Определите соотношение знания и веры.
30. Сформулируйте особенности функционирования знания в современном информационном обществе.
31. Дайте философскую характеристику истины.
32. Каковы основные критерии истины?
33. Сформулируйте сущность и содержание научного знания.
34. Раскройте структуру и эволюцию форм и методов научного познания.
35. Охарактеризуйте место человека в информационно-техническом мире и роль научной рациональности в развитии общества.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание