logo search
Политология

12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"

Одной из наиболее интересных и одновременно наиболее сложных проблем отечественной политологии является научный анализ тенденций, закономерностей и перспектив развития российского гражданского общества. Последнее является важнейшей составляющей любой демократической общественной системы. Россия здесь не исключение, и именно от того, удастся ли нам сегодня сформировать гражданское общество с эффективными и социально адаптированными институтами и структурами, напрямую зависят возможности страны продолжать свое движение по трудному пути мировой истории.

Гражданское общество представляет собой универсальную социальную практику, посредством которой граждане и социальные группы, живущие в той или иной стране, реализуют свои права и свободы и получают действенные возможности эффективно противостоять авторитарным тенденциям государства. В России, исторически тяготеющей к сильной государственной власти, вопросы гражданского общества традиционно находились на периферии научных разработок. Лишь в период перестройки они получили права «научного гражданства» и после долгих десятилетий «социалистического забвения» заняли достойное место в нынешней отечественной политологии. Российская наука, исследуя закономерности и особенности отечественного гражданского общества, учитывает два традиционных теоретических направления: Дж. Локка и А. де Токвиля.

Первый подход – классический или либеральный – фокусирует свое внимание на правовых аспектах функционирования социума и рассматривает гражданское общество как любую социальную систему, достигшую демократического уровня развития. «Юридическая» интерпретация базируется на теории общественного договора. Общественный договор знаменует состояние перехода социума от «естественного» (нецивилизованного) состояния («право сильного», «борьба всех против всех» и т.п.) к гражданскому обществу, где взаимоотношения между людьми, а также между властью и народом регулируются законодательством. Сами законы, во-первых, трактуются как выражение норм и правил человеческого общежития, признанных большинством членов сообщества, во-вторых, означают обязательства граждан эти законы соблюдать. Основные теоретики данного направления: Г. Гроций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Х. Томазий и др. Из отечественных мыслителей свой вклад в разработку «юридического» понимания гражданского общества внесли С. Десницкий, И. Посошков и др.

Базовые эвристические параметры второго направления - политического- традиционно соотносятся с работами французского ученого А. де Токвиля. Он исследовал гражданское общество на основе американского опыта демократического устройства, существенно отличающегося от европейского. Этот анализ до сих пор не утратил своей научной значимости. В данном направлении социум трактуется как динамичное взаимодействие двух подсистем: государства и гражданского общества. Само же гражданское общество рассматривается как особая, целостная, «внегосударственная» сфера социума, в которой граждане реализуют свои личные (частные) интересы. Серьезный вклад в развитие этого подхода внесли наши соотечественники – М. Бакунин, П. Новгородцев, С. Франк, Б. Чичерин и др. Трактовка гражданского общества как особой сферы социума является сегодня приоритетной для политических исследований в нашей стране, поэтому в дальнейшем изложении материала мы будем опираться на нее.

Итак, гражданское общество – это особая сфера социума, представляющая собой многоуровневую и поливариантную систему взаимосвязей и взаимодействий социальных, экономических, идеологических, культурных и др. субъектов, структур и институтов, существующих вне рамок государства и имеющих своей задачей защиту прав и свобод граждан от его диктата. Гражданское общество возникает в процессе жизнедеятельности социума как своеобразная «обратная социальная связь», позволяющая:

Поэтому для формирования в любой стране гражданского общества как целостного, самостоятельного социального феномена необходимо возникновение и последующая социальная адаптация трех его подсистем:

системы субъектов: она включает в себя разнообразие активных, самодеятельных индивидов и социальных групп, обладающих значительными экономическими, политическими и другими правами и свободами и способных эти права и свободы реализовать на практике;

системы институтов и структур гражданского общества: в ее состав входят семья и община, городские коммуны, соседские общности, кооперативы, акционерные общества, религиозные сообщества, общественные движения, экологические организации, СМИ (включая Интернет), профсоюзы, клубы по интересам и т.п.;

культурной системы: ее содержание формируют нормы и ценности гражданского общества, существующие, во-первых, как теоретические конструкты (т.е. совокупность идей, представлений, идеалов и принципов теории гражданского общества) и, во-вторых, как поведенческие паттерны (установки, стереотипы, нормы), регулирующие повседневную активность членов общества в соответствии с такими фундаментальными идеями гражданского общества как:

Основными предпосылками возникновения гражданского общества во всех социальных системах являются:

– наличие индивидов, обладающих фундаментальными гражданскими правами и свободами, закрепленными в законодательстве;

– существование в социальном пространстве страны свободных от прямого государственного вмешательства «полей», необходимых для саморазвертывания институтов и структур гражданского общества;

– наличие в культурной сфере, в менталитете общества идей согласия, толерантности, взаимоуважения и т.п., способных стать основной мотивационной доминантой социального поведения.

Говорить о гражданском обществе как целостном социальном феномене можно лишь, начиная с возникновения капитализма. В историческом плане – это эпоха Нового времени. В традиционном (докапиталистическом) обществе в связи с отсутствием всеобщих гражданских прав и свобод личности, социальное пространство индивида было «свернуто» до узких рамок семьи, сословия, касты. Поэтому существовали лишь прообразы его элементов, институтов, структур, не оказывающих пока серьезного влияния на функционирование социальной пирамиды власти. И только с возникновением капитализма, когда гражданские права и свободы получили законодательное закрепление, гражданское общество смогло перейти с уровня явлений на уровень социальной реализации. Классический пример – «Декларация прав человека и гражданина», принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Эти права – «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Категория свободы раскрывается далее с помощью более конкретных понятий – свободы личности (ст. 7), свободы совести (ст. 10), свободы слова и свободы печати (ст. 11).