logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может состав­лять предмет философии?

Наука о добре и зле, которая одна только и составляет предмет фило­софии (Сенека);

Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией (Цицерон);

Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении (Г. Гегель);

Философия - это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт);

Философия есть духовная квинтэссенция своего времени, «живая душа культуры» (К. Маркс);

Предмет философии — логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн);

Философия — это знание о сущности сущего, «существенное знание» (М. Хайдеггер);

Главный вопрос философии — это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю).

3. Прочитайте еще раз фрагмент платоновского «Федона». Как автор характеризует человека, занимающегося философией?

4. Прочитав приведенный отрывок из «Логики» И. Канта, определите, какие вопросы, по его мнению, составляют сферу философии.

5. Проанализируйте высказывания известных философов о значении фи­лософии для человека. С кем вы согласны, а с кем хотели бы поспорить?

Аристипп на вопрос, какую пользу дала ему философия, ответил: «Да­ла способность смело говорить с кем угодно».

Аристотель — «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом».

Антисфен — «Философия дала мне умение беседовать с собой». На во­прос, долго ли он будет заниматься философией, сказал так: «До той поры, пока погонщики ослов стоят во главе нашего войска».

Диоген — «Она дает мне готовность к любому повороту судьбы». А ког­да кто-то сказал ему: «Не знаешь ничего, а философствуешь», Диоген возра­зил: «Если бы я лишь притворялся мудрецом, то и это было бы философией».

Сократ — «Философия научила меня удовлетворяться малым и быть без­мерно счастливым».

Эпикур — «Пусть никто в молодости не откладывает занятие философи­ей, а в старости не устает заниматься философией. Ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

Человеку, который не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но желал учить философию у Ксенкрата, тот сказал: «Ступай прочь, тебе не за что ухватить философию».

6. Есть такая восточная мудрость: «Если ты дашь человеку рыбу, ты на­кормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то научишь избавляться от голода». Проводя аналогию, можем ли мы сказать, что философия не дает готовых ответов на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, она учит искать ответы на эти вопросы?

7. Согласны ли вы с мнением о том, что «философия может стать для интеллекта тем, чем спортивная игра для развития мускульно-двигательной системы»? Поэтому следует «учить философствовать, а не фи­лософии; философия не предмет исследования, а инструмент размышления о мире и ориентации в нем» ?