2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
— Наука о добре и зле, которая одна только и составляет предмет философии (Сенека);
— Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией (Цицерон);
— Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении (Г. Гегель);
— Философия - это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт);
— Философия есть духовная квинтэссенция своего времени, «живая душа культуры» (К. Маркс);
— Предмет философии — логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн);
— Философия — это знание о сущности сущего, «существенное знание» (М. Хайдеггер);
— Главный вопрос философии — это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю).
3. Прочитайте еще раз фрагмент платоновского «Федона». Как автор характеризует человека, занимающегося философией?
4. Прочитав приведенный отрывок из «Логики» И. Канта, определите, какие вопросы, по его мнению, составляют сферу философии.
5. Проанализируйте высказывания известных философов о значении философии для человека. С кем вы согласны, а с кем хотели бы поспорить?
— Аристипп на вопрос, какую пользу дала ему философия, ответил: «Дала способность смело говорить с кем угодно».
— Аристотель — «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом».
— Антисфен — «Философия дала мне умение беседовать с собой». На вопрос, долго ли он будет заниматься философией, сказал так: «До той поры, пока погонщики ослов стоят во главе нашего войска».
—Диоген — «Она дает мне готовность к любому повороту судьбы». А когда кто-то сказал ему: «Не знаешь ничего, а философствуешь», Диоген возразил: «Если бы я лишь притворялся мудрецом, то и это было бы философией».
Сократ — «Философия научила меня удовлетворяться малым и быть безмерно счастливым».
Эпикур — «Пусть никто в молодости не откладывает занятие философией, а в старости не устает заниматься философией. Ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».
Человеку, который не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но желал учить философию у Ксенкрата, тот сказал: «Ступай прочь, тебе не за что ухватить философию».
6. Есть такая восточная мудрость: «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то научишь избавляться от голода». Проводя аналогию, можем ли мы сказать, что философия не дает готовых ответов на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, она учит искать ответы на эти вопросы?
7. Согласны ли вы с мнением о том, что «философия может стать для интеллекта тем, чем спортивная игра для развития мускульно-двигательной системы»? Поэтому следует «учить философствовать, а не философии; философия не предмет исследования, а инструмент размышления о мире и ориентации в нем» ?
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание