logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

На пороге третьего тысячелетия люди Земли внимательно вглядыва­ются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Общество как планетарная цивилизация представляет способ и со­держание воспроизводства общественной жизни и культуры народов Земли с целью создания благоприятных условий для самореализации личности, ее прав и свобод, для сохранения человечества.

Данное определение цивилизации является обобщенным, философ­ским. Оно применимо к жизнедеятельности каждого народа и государст­ва Земли, акцентирует внимание на те стороны и элементы функциони­рования мирового сообщества, которые характеризуют его общие цели и интересы, культуру и будущее. Следует к этому добавить, что критерия­ми цивилизационного развития планетарного общества выступают не только характер и качество материальной и духовной культуры народов, системы отношений граждан и государств, но и реальное положение личности в обществе, ее свобода и ответственность. Гуманность общест­ва - ведущий показатель планетарной цивилизованности.

Прошлое, настоящее и будущее цивилизации было и остается предме­том исследования многих философских школ и направлений. В числе важнейших проблем этих исследований стоит положение о направленно­сти исторического процесса и проявления в нем признаков цивилизации.

Для анализа современной цивилизации важны прежде всего общие объективные критерии. В философии обосновываются следующие кри­терии общественного прогресса в связи с его цивилизованностью:

- уровень и динамика развития производительных сил;

- уровень производительности труда;

- утверждение информационного общества;

- мера гуманности и демократизма общественных отношений;

- наличие развитой материальной и духовной культуры;

- свобода личности и др.

Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных На­ций широко использует Индекс человеческого развития (ИЧР) для ана­лиза и оценки развитости (цивилизованности) отдельных стран и чело­вечества в целом. Он включает два основных показателя: состояние здравоохранения и образования в стране. ИЧР является важным средст­вом человеческого измерения планетарной цивилизации. Здоровье чело­века и образованность личности выражают главные смысложизненные цели и интересы людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы его организм был здоров, и общество проявляло заботу о его здоровье. Не менее сегодня заинтересован каждый человек в получении хорошего, ка­чественного общего и профессионального образования, так как это свя­зано с мировоззрением и интеллектом личности, с ее готовностью про­фессионально-творчески осуществлять свою деятельность.

Современная планетарная цивилизация характеризуется как дина­мичное, многообразное и противоречивое социальное образование зем­лян. Оно пытается уйти от однополюсного или двухполюсного мира и вступает в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. Грядущий век, как пола­гают ученые, несет в себе противоречивые возможности - как взлета, так и упадка. Сохранение цивилизации, как считают многие, возможно на пути укрепления гуманизма.

Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа раз­вития мирового сообщества характерна интеграционная тенденция: осу­ществляется процесс формирования единого мирового «экономического порядка», упрочивается взаимодействие народов и государств по обеспе­чению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильности; возрастает информационная плотность мирового культур­ного пространства. В целом сквозь пестроту социальных событий все бо­лее четко просматривается единый общечеловеческий путь истории.

В то же время в третьем тысячелетии ученые считают возможным со­хранение тенденции локализации развития стран и народов, которая ха­рактеризуется не только позитивными, но и негативными процессами. Некоторые исследователи склонны утверждать, что наступает кризис со­временной мировой цивилизации. Он, по их мнению, охватил уже при­роду, экономику, политику, культуру. «Третий мир», уверяют они, со­ставляющий три четверти планетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс будет сопровождаться острыми конфлик­тами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами пла­неты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной ци­вилизации.

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их по­следствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуют­ся целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и дру­гими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и вза­имосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на сис­тему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исто­рического процесса интернационализации интересов человечества. Со­вокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных про­блем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обо­стрению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и со­циальную обусловленность. Философский подход составляет мировоз­зренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретиче­ский, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества.

В современной социально-философской науке сложились три основ­ных подхода к пониманию глобальной проблемы.

1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в об­ществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социаль­ные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является сино­нимом общесоциальной проблемы.

2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологиче­ские проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некото­рые другие.

3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позво­ляющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержа­ние, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в фор­мах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практи­ки функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провес­ти классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов.

Основные черты глобальных проблем:

1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это оз­начает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.

2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.

3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.

4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может привести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

5. Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами.

6. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.

Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной сторо­ны - естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понима­ние глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимо­связанные линии.

1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обще­ством) и природой, возникают в системе «общество - природа». Глобаль­ные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной техниче­ского воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с при­родой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.

2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального раз­вития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исто­рического процесса. В современном обществе обостряется кризис, кото­рый является результатом деятельности самого человека, а поэтому име­ет «антропогенный», социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая сту­пень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают пока­зателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций .также имела не­гативнее последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что мно­гие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние со­циальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, наруше­ние генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобаль­ные катастрофы начинали и вели именно развитые государства.

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности - это негативные итоги развития прежде всего индустриальных государств с до­статочно совершенными властными структурами и духовностью общества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характер­ным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет устано­вить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное тео­ретическое и практическое значение, что позволяет определить последо­вательность их теоретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основа­ние классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

1. Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

2. Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др.

3. Антропосоциальные глобальные проблемы, возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

— гуманизация мирового сообщества;

— формирование неагрессивной личности XXI века;

— рациональное ограничение научно-технического прогресса;

— повышение достоверности научных прогнозов развития планетарного общества;

— устранение войн из жизни общества;

— создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

Рассмотрим некоторые из них:

а) проблема предотвращения новой мировой войны. С возникнове­нием и накоплением ракетно-ядерного оружия, других средств массового поражения, огромного количества обычных вооружений проблема предотвращения мировой войны стала наиболее острой и актуальной, ибо связана с возможной всепланетарной катастрофой.

Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы?

1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно-технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые об­разцы высокоточного оружия традиционных направлений, виды несмертельного оружия. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле.

2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета «качественно» иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, все более губительно действует на природу.

3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных во­оружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового по­ражения, если их применить в достаточно больших количествах.

4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования.

5. Происходит «расползание» оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нерас­пространении. Возрастает опасность его использования неконтролируе­мыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдель­ными государствами, проводящими политику социального реванша.

6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия.

Оценка последствий глобального применения ядерного оружия на­шла отражение, например, в концепции «ядерной зимы».

Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она прак­тически не обсуждается в средствах массовой информации, что пред­ставляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые страны, требует, от них увеличения военных расходов и усиливает зависимость от высокоразвитых государств.

Можно ли предотвратить ядерную войну? Многие утвердительно от­вечают на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, устано­вить новый миропорядок, который основывался бы на следующих ис­ходных принципах:

— признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира как высших ценностей человечества;

— отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем;

— признание права за всеми народами свободно и самостоятельно вы­бирать свой путь развития;

— понимание современного мира как целостного и многополюсного, как взаимосвязанного сообщества людей, естественного и необходимого способа существования земной цивилизации.

б) проблема рационального использования природных ресурсов и со­хранения чистоты окружающей среды. Обеспечение человечества энер­гетическими и сырьевыми ресурсами связано с природопользованием. Проблема состоит в том, чтобы экономно, планомерно и справедливо для всех народов использовать природные ресурсы, сообща возобновлять те, которые можно воспроизводить (леса, плодородие земли и т.п.), а также своевременно переходить к новым ресурсам, открывать их.

Проблема рационального использования природных ресурсов тесно связана с проблемами сохранения чистоты воздушной среды, мирового океана, глобальными климатическими изменениями, освоения ближне­го и дальнего космоса, обеспечения населения качественными продукта­ми питания, сдерживания отрицательного влияния этих проблем на фи­зическое и социальное здоровье людей.

В связи с истощением традиционных, невозобновляемых ресурсов (нефть, уголь, газ, минералы и др.) данная проблема приобретает все бо­лее значимую роль в жизни человека и требует новых решений. Вопросы разведки, разработки, транспортировки энергетических и сырьевых ресур­сов сегодня стали мощным фактором решения важнейших политических и экономических проблем, формирования нового экономического поряд­ка. Возрастающая опасность экологической катастрофы является второй, после военной угрозы, проблемой, вставшей перед человечеством.

Важно отметить, что собственно экологические проблемы проявля­ются в системе биосфера - человек. Главная особенность перемен во взаимодействии природы и человека была определена В.И. Вернадским. Он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой».

Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью: в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв и т.д.) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необра­тимый характер.

Основные направления решения экологических проблем.

1. Борьба с загрязнением окружающей среды.

2. Создание безотходных (чистых) технологий.

3. Рациональное использование энергетических, земельных и водных ресурсов.

4. Экономия используемых и поиск других ресурсов.

5. Совершенствование законодательной базы в области экологии.

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. Перспективы развития человеческой цивилизации активно обсуждаются и на пороге XXI века. В настоящее время планетарное общество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выработать новую модель развития. Последние десятилетия характеризуются интеллектуальным штурмом этих проблем.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационныx процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным императивом, от которого зависит судьба цивилизации. Оно особенно необходимо из-за возникновения и обострения глобальных, региональных и внутригосударственных проблем.

Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философ­ских исследований перспектив развития цивилизации:

- исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

- интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социаль­ных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

- человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

- исследования будущего, их направленность и содержание позволя­ют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жиз­ненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социаль­ном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

- совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сооб­щества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Философия решает ряд методологически значимых проблем совре­менной футурологии:

1. Обосновывает понятие «предвидение» и реальный прогностичес­кий процесс.

2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы.

3. Разрабатывает научные критерии предвидения.

4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии буду­щего; экспертные оценки.

5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовитель­ный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) про­цесс.

6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитичес­кие; нормативные; прогнозы-предостережения и др.

К разработке футурологических концепций привлекаются крупней­шие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, фи­зики, видные политические и государственные деятели. Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической револю­ции, помимо отмеченных выше причин, объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись сте­пенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоре­тические модели стратегии выживания. Для современных концепций ха­рактерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов ми­рового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения: а) экопессимистическое (антисциентистское); б) технооптимистическое (сциентистское) и в) альтернативистское.

Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энер­гетических, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX - начала XX веков. Течение представлено:

- концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер);

- теорией «технологического пессимизма» (Ж. Эллюль, Э. Фром, .Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.);

- концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер);

- антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);

- учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер).

Технооптимистическое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление со­временной футурологии. Технооптимистическое течение сформировалось в результате критики широкой научной общественностью «экотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического течения связан также с растущим осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения.

Основные концепции технооптимистического направления:

- «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилиза­ции (Г. Кан, Н. Луман);

- концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис);

- «стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер,Д. Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы XX в. В центре его программ находится тезис о необходи­мости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей.

Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилиза­ции, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать на­иболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма зна­чительна прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.