logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

9.3. Культ личности

Исследуя явление политического лидерства, нельзя не рассмотреть проблему культа личности как особого типа политического лидерства. Культ личности — этой крайнее, максимальное возвеличивание роли политического лидера в истории, наделение его сверхъестественными качествами. Идеология и практика культа личности противоречат в том числе и марксистскому пониманию общественного развития, в соответствии с которым действительными творцами истории выступают не выдающиеся личности, герои, а народ, трудящиеся массы.

Термин «культ личности» близок по содержанию к понятию «харизма». Это понятие утвердилось в политическом словаре в XX веке и понимается как система действий по возвеличиванию роли одного человека в общественной жизни вплоть до его полного обожествления (пример — культ личности Сталина).

Если в понятии «харизматическое лидерство» отражается поклонение и возвеличивание вообще, то «культ личности» рассматривается как поклонение именно в политической практике.

Харизма создается стихийно теми, кто наделил человека сверхъестественными качествами, а культ личности — целым рядом определенных действий, и результате которых «лепится» облик «великого вождя», «мудрого учителя» и т.п.

Существует определенный механизм создания культа личности. Он включает в себя тиражирование портретов и других изображений вождя, изучение его трудов, посещение мест, связанных с его именем, и т. д. При этом важен способ изображения вождя, причем сам лидер этим требованиям должен подчиняться. Известен случай, когда А. Гитлер запретил тиражировать свой фотоснимок, где он в очках что-то пишет — уж больно жалок был его вид.

Культ личности формируется через непременное участие вождя в грандиозных массовых ритуальных действиях; через признание его авторитетом номер один во всех сферах деятельности (так, Сталина провозглашали «корифеем всех наук», «гениальным философом» и т. д.).

Безоговорочная поддержка народом такого вождя фактически безальтернативна, так как «всенародная любовь» обеспечивается огромным репрессивным аппаратом, карательными органами и т.п. Вышеназванные приемы обнаруживаются с некоторыми вариациями в различное время и в разных странах. Примеры: Гитлер — в Германии, Сталин — в Советском Союзе, Мао Цзэдун — в Китае, Франко — в Италии, Ким Ир Сен — в Корее, Саддам Хусейн — в Ираке.

Двадцатый век создал особые возможности для возникновения культа личности.

Культ личности выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, а благоприятной средой для его возникновения служит патриархальный и подданнический типы культуры, которые основываются на вере в хорошего царя или руководителя, способного самостоятельно решить все проблемы общества. Однако главная причина возникновения культа личности — это огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех подданных от благосклонности начальства, дополняемая постоянной идеологической обработкой. В результате у населения рождается вера во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабская покорность и угодничество. Такая покорная психология до сих пор сохраняется у значительной части российского общества и во многих странах Востока.

Основными чертами культа личности являются: