8.2. Суверенитет государства
Эвристичность понятия государства имеет важное значение в политологии и социологии. Основные компоненты образуют объективную основу суверенитета – возможности государства осуществлять юрисдикцию на собственной территории по отношению к своему народу, опираясь на народный суверенитет, выступать как независимое и самостоятельное государство в международных отношениях. Теория государственного суверенитета в свое время была разработана французским мыслителем Ж. Боденом на основе анализа централизации публичной власти и становления абсолютной монархии. Он считал, что суверенитет должен быть един, неделим, непрерывен, безусловен. В современной науке под суверенитетом понимают верховенство государственной власти, проявляющееся как: безусловное распространение власти на всех граждан и все социальные структуры общества; монопольная возможность законного применения средств принуждения (силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; монополия на официальное представление национально-государственных интересов на международной арене; осуществление властных полномочий в специфических, правовых формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); право отмены, признания ничтожными актов других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
Суверенитет государства, основанный на совокупности его объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), а также производных признаков, различается как: территориальный суверенитет, суверенитет по отношению к населению, властно-институциональный суверенитет. Государственный суверенитет вообще может сохраняться, если поддерживается единство этих основных компонентов.
Территориальный суверенитет понимается как в нормативно-правовом, так и фактическом (политическом) смыслах, отражая эффективность контроля государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, территориальным морем, континентальным шельфом и др.) в пределах государственной границы, устойчивость связи большинства населения с территорией и властью (гражданство, оседлость, миграция) и др. Режим государственной границы, внешний таможенный режим, запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов, каких либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг финансовых средств на территории России, наличие боеспособной армии и служб безопасности – все это служит поддержанию территориального суверенитета Российского государства1. К принципам территориального суверенитета относятся: единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, верховенство государственной власти по отношению к внутренним субъектам публичного права, независимость государства в отношениях с другими государствами, невмешательство во внутренние дела данного государства.
С территориальным суверенитетом тесно связан суверенитет по отношению к населению, у которого также могут быть разные состояния. Население, как правило, стремится поддерживать свою территориальную идентичность (языковую, этно-национальную, территориальную, социальную, политическую и др.) и не терять связи с территорией (местом жительства), но разные причины заставляют людей мигрировать, обретать и менять гражданство, требовать национально-территориального и национально-культурного самоопределения. Так, например, значительная часть населения Абхазии и Южной Осетии приняла российское гражданство, т.к. не идентифицирует себя с Республикой Грузия, хотя их территории формально (юридически) входят в состав последней. Население Приднестровья, не идентифицируя себя с Молдавией, провозгласило новое государство. В Украине очевидны противоречия между западной (украиноязычной, католицизированной) и юго-восточной (русскоязычной, православной) частями. Важно также поддерживать связи населения и институтов власти, учитывая народный суверенитет, проявляющийся, например, во время референдумов, выборов, плебисцитов2.
Власть стремится поддерживать связь населения с территорией, совершенствуя условия проживания, устанавливая процедуры принятия в гражданство, режимы проживания и пребывания иностранцев и внутренних мигрантов, регулировать миграционные потоки, сохранять целостность государства, разрешать этно-национальные конфликты. Так, в России предусмотрены различные формы субъектов Федерации, в том числе, учитывающие национальные и этнические различия.
Суверенитет государства по отношению к системе власти (властно-институциональный суверенитет) означает контроль верховной власти над элементами государственного механизма, институтами политической системы, центрами принятия стратегических решений, силовыми ведомствами. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации3. Он имеет отношение к субъектам международных отношений, а также к оппозиции, силам, пытающимся захватить власть, совершить государственный переворот. Он проявляется через систему международных договоров, объявление военного или чрезвычайного положения. Этот компонент суверенитета характеризует государство, его органы власти и ключевых должностных лиц как главный компонент политической системы общества. Ослабление контроля со стороны этой власти за политической ситуацией чревато серьезными потерями для всего государства.
Властно-институциональный суверенитет может принимать превращенные формы, связанные, как с формальной незавершенностью суверенитета (государства-доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, главой государства в которых является британская королева), так и с почти полным его отсутствием, зависимостью от другого государства (полуколония Пуэрто-Рико). Существуют также фактически самостоятельные государственные образования, непризнанные международным сообществом (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Республика, Тайвань), и освободительные движения, официально признанные ООН как представители своих народов, хотя и не находящиеся у власти (во время существования режима апартеида в ЮАР Африканский национальный конгресс). Такие формы отражают исторические и социальные особенности публично-правового оформления суверенитета.
Для суверенитета государства представляют опасность угрозы, в том числе публично-правового характера. Необеспеченность государственного суверенитета возникает в результате ослабления публичной политической воли государства, неспособности оказывать влияние на подавляющую часть населения, противостоять сепаратистскому давлению. Это может проявиться в представлении своей территории в аренду под военные базы иностранных государств, уступке части спорной территории, непротиводействии незаконному рыболовному промыслу в своих территориальных водах, контрабандному провозу товаров, незаконной миграции. Необеспеченность территориального суверенитета проявилась в распаде государств (СССР, СФРЮ, разделе Индии сначала на собственно Индию и Пакистан, позднее – Пакистана на собственно Пакистан и Бангладеш). Сложности с его обеспечением испытывают и некоторые современные государства (Грузия, Молдавия, Украина, Сербия, Канада).
Международные угрозы суверенитету были связаны обычно с соперничеством государств в борьбе за территории. В XVI-XVII вв. соперничали Испания и Британия, позднее – Британия, Франция, Россия, Австро-Венгрия. Были созданы колониальные империи Британии, Франции, Бельгии, охватывающие обширные территории, населенные народами, у которых государственная организация либо отсутствовала, либо была не способна по техническим и политическим причинам оформить и защитить суверенитет. Эксплуатация колоний народов стала фактором усиления государственного суверенитета метрополий.
После второй мировой войны проявились тенденции к ограничению государственных суверенитетов в пользу международных, над-государственных организаций (ООН, Европейское сообщество, Совет Европы, Европейский суд по правам человека и др.). На закате ХХ в. ряд западных стран, в первую очередь США, выступил с идеей гуманитарной интервенции против государств, на территории которых нарушаются права человека (Югославия, Афганистан, Ирак, Иран, КНДР). Идеологическим обоснованием политики гуманитарных интервенций стали теории, противопоставляющие народный суверенитет и суверенитет личности (ее достоинство, права и свободы) государственному суверенитету. В современных условиях этому способствуют мощные транснациональные корпорации (ТНК), огранивающие суверенитет государств, чтобы обеспечить защиту своей собственности и инвестиций, вложенных на их территориях.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение