logo search
Политология

8.3. Функции государства

Сущность государства в значительной степени проявляется в его функциях. Под функциями государства понимаются воздействия на социальную среду, осуществляемые с учетом требований системы для того, чтобы поддерживать ее оптимальные отношения с другими системами, сохранять (восстанавливать) сбалансированность и стабильность ее внутренних элементов (так называемый гомеостазис). Функции государства – это целенаправленные, планируемые или стихийные (реакция на внешние или внутренние сигналы) воздействия на политическую систему и другие системы, необходимые для сохранения, развития, охраны или защиты суверенитета территории, населения и публичных властно-институциональных элементов. Понятие «функции» позволяет описывать, объяснять и прогнозировать деятельность государства через анализ его многочисленных внутренних и внешних связей, зависимости целого и частей, системы и элементов.

В функциях государства отражаются его классовая и общесоциальная сущность, соотношение социальных сил, а также состояние взаимовлияния общества и государства. Такое отражение имеет кон­кретный и объективный характер, ибо функции государства формируются под определяющим воздействием реальных целей и задач, обу­словленных экономической и политической структурами обще­ства и вытекающими отсюда интересами социальных групп, всего общества. Когда к власти приходят другие политиче­ские силы, могут существенно измениться и функции государства. Каждая функция государства имеет предметно-политиче­ское содержание, отражая предмет его деятельности, средства и методы, используемые для достижения определенных целей и задач.

Понятие «функции» следует отличать от понятий «задачи» и «цели» государства. Задачи отражают в большей степени социальное назначение, историческую миссию государства в тот или иной период (М. Байтин), в них соотносятся цели, предполагаемые результаты и средства. Цели – это идеальные образы того, к чему стремится государство, прообраз результата. Необходимо отличать также функции государства в целом от функций отдельных органов государства. Последние предполагают установление для каждого такого органа субъективных прав и юридических обязанностей (полномочий).

Можно выявить различия в функциях государств различных исторических типов, а также общие для всех государств функции. Так, для любого государства свойственны функции по под­держанию определенных условий своего существования, как с точки зрения внутренней стабильности, так и на межгосударственной арене. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет говорить о различении государ­ств с преимущественно классовыми или преимущественно обще­социальными функциями, выявить направления их деятельности и соци­альное назначение. Функция предполагает наличие средств и методов, необходимых для достижения определенного результата, в том числе нормативно-правовых, закрепляющих полномочия конкретного органа.

Государство по природе полифункционально, т.к. в силу своей сущности всегда решает сложные и многообразные задачи в интересах различных социальных групп или общества в целом, отдельных территорий или международного сообщества, участвуя в решении локальных или глобальных проблем. Политический опыт государств дает основу для систематизации (классификации) функций. Они могут быть классифицированы по разным основаниям: 1) по значению для основных компонентов – основные и неосновные; 2) по продолжительности действия – постоянные и временные, краткосрочные и долгосрочные; 3) в зависимости от сфер государственной деятельности (объектов воз­действия) – внут­ренние и внешние.

Подобная классификация является одной из наиболее распространенных в политологии. В соответствии с ней к внутренним функциям относят реализацию задач госу­дарства внутри страны, где оно выступает субъектом политической системы. Учитывая принцип разделения властей, можно выделить: законотворческие (принятие законов о ратификации международных договоров может быть отнесено также к внешним функциям); исполнительно-распорядительные (некоторые из них могут выходить на внешнеполитический уровень, в частности, деятельность министерства иностранных дел); судебные; контрольно-надзорные и др.

К внешним функциям (осуществление межгосударственных отношений), обычно относятся внешнеполитическую; внешнеэкономическую; оборону; поддержку соотечественников за рубежом. Некоторые функции могут носить как внешний, так и внутренний характер (поддержание территориального суверенитета и целостности государства).

Функции Российского государства обусловливались характером исторического этапа, доминированием революций или реформ, историческим типом и формами государства, политическим режимом. Эпоха монархических режимов была связана с преимущественным вниманием, то к функции сохранения их стабильности (Александр III), то в отдельные периоды также к освоению новых территорий, реформе государственного управления (Петр I, Александр II, Николай II). В период Первой и Второй мировых войн на первый план вышли внешние функции (оборона). Энергия государства советского периода длительное время направлялась на сохранение целостности, обустройство территорий, индустриализацию, ликвидацию неграмотности населения, преодоление социально-экономической отсталости некоторых народов. Государство осуществляло управленческие функции в социально-экономической сфере, идеологические и воспитательные функции. Из внешних важнейшими стали функции соревнования с капиталистической системой, поддержание обороноспособности.

К функциям современного российского государства относятся внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, экономическая, фискальная, социальная защита, экологическая, культурная) и внешние (оборона, поддержание мира, сотрудничество с другими государствами, поддержка соотечественников за рубежом и др.). Его функции определяются и местом в политической системе общества. Государство поддерживает ее подсистемы: институциональную, организационную, функциональную, нормативно-регулятивную, информационно-коммуникативную, идеологическую. Можно по- другому характеризовать его функции в политической системе: внесистемные, т.е. взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация), и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные); регуляционные, мобилизационные, распределительные и реактивные (классификация Д. Истона и Дж. Пауэлла).

Следует особо сказать о функции политического целеполагания, которая предполагает разработку целей, задач, программ, прогнозирование и планирование, мобилизацию ресурсов, интеграцию общества, распределения ресурсов. Политическая власть отвечает также за создание равных условий для открытой легитимной борьбы за власть всех субъектов политики. С этой целью государство осуществляет такие функции: 1) обеспечение законодательной, методической финансовой базы избирательных кампаний, проведения референдумов, плебисцитов и др.; 2) регистрация политических партий, общественных и религиозных объединений, создание системы необходимых ограничений и запретов для экстремистских партий и других организаций, нарушающих правопорядок и др.; 3) изучение интересов, социального самочувствия граждан и юридических лиц, их политических установок с целью создания благоприятных условий для формирования движений и организаций, направленных на осуществление их общественной и политической активности.

Отмечая доминирующую и всеобъемлющую роль государства в политической системе, следует учитывать, что не все органы государственной власти непосредственно включаются в функционирование политической системы. Значительная часть государственного аппарата (государственных служащих) имеет т.н. технический характер: ее деятельность должна быть направлена только на безусловное исполнение государственной политики. Наиболее активно и тесно интегрированы в политическую систему общества такие органы, как глава государства (особенно в президентских республиках), парламенты, правительство, избирательные комиссии; в федеративных государствах – также главы субъектов Федерации, их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти.

Опасно как ослабление роли государства в политической системе общества, так и ее чрезмерное усиление. Последнее ведет к этатизму (от франц. еtat – государство), огосударствлению общественных организаций.