logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

9.2. Типы политических лидеров

Многообразие выполняемых политическими лидерами задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в специфических чертах характера, методах руководства, воздействия на массы, способах достижения поставленных целей и т. д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы политических лидеров.

Типологизация политического лидерства достаточно сложна — ведь речь идет о живых людях с неповторимой индивидуальностью. Тем не менее, существует множество типологий политического лидерства, основанных на таких критериях, как:

Американский политолог Р. Такер сравнивает лидеров по направленности их деятельности и выделяет среди них три основных типа.

Лидер-реформатор. Его деятельность направлена на приведение реального поведения людей и хода вещей в соответствие с идеалами, господствующими в данном обществе. Примеры — М.Л. Кинг, Ф.Д. Рузвельт, Н.С. Хрущев и др.

Лидер-революционер. Он категорически отрицает идеалы, господствующие в данном обществе, и стремится их ниспровергнуть. Взамен им предлагаются новые идеалы, согласно которым следует преобразовать общество (К. Маркс, В.И. Ленин, Ф. Кастро, М. Робеспьер и др.).

Лидер-консерватор. Это апологет сохранения статус-кво. Никаких перемен, верность традиции, следование привычке и устоявшимся нормам — таково обычно их политическое кредо (Л.И. Брежнев, например).

Автором оригинальной типологии политического лидерства является современный американский политолог М. Херманн. Она принимает во внимание разные стороны поведения и деятельности лидеров — от мотивов и стремлений до взаимоотношений со своими сторонниками. В результате ею выделены следующие группы политических лидеров.

Лидеры-знаменосцы. Люди, одержимые мечтой, идеей и подчиняющие ей всю свою деятельность, готовые изменить политическую жизнь. Сторонники обычно подчинены им. Как правило, лидер такого типа всю ответственность берет на себя.

Лидеры-служители. Предпочитают действовать в русле интересов своих сторонников и избирателей. Конституенты (последователи) в большой мере определяют их действия и поведение. Если группа, выдвинувшая такого лидера, подчиняет его себе полностью, он превращается, по сути, в марионетку.

Лидеры-торговцы. Им важно убедить своих последователей в необходимости предлагаемого «товара» (политических идей, позиций, программы или курса). Такого лидера отличает умение понять, чего хотят люди и соответствовать их ожиданиям (спросу). Он компромиссен в отношениях с другими субъектами политики. Нередко такому лидеру грозит опасность превратиться в популиста.

Лидеры-пожарные. Быстро реагируют на острые проблемы, возникающие перед обществом. Ситуация кризиса, нестабильности, требующая «мозговой» атаки, сверхмобилизации сил, комфортна для них. На рутинной же работе в спокойной обстановке они могут себя и не проявить.

В политологии политических лидеров различают также по уровню контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), отношению к противникам (соглашатели, фанатики) и т. д.

Одна из классических типологий лидерства принадлежит М. Веберу. В ее основе — тот или иной способ легитимизации власти.

М. Вебер выделяет традиционное лидерство, основанное на верности привычке, традиции, принципе наследуемой власти. Традиционный политический лидер получает власть на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Носитель такого рода власти может и не стать политическим лидером. Историческая практика показывает, что среди тех, кто получил власть таким путем, действительно политических лидеров оказывается не много. Этот тип лидерства характерен для до-индустриальных обществ.

Характерным для современности Вебер считал рационально-легальное лидерство, основанное на формальных правилах избрания и передачи лидеру управленческих функций путем демократических выборов или административной карьеры. Рациональный тип лидерства является основным в современных демократических государствах, поскольку базируется на вере в законность существующего порядка и его «разумность». Как правило, лидеры этого типа получают власть на основе всеобщих выборов. Здесь лидер выступает не как личность, от которой исходит власть, а как исполнитель определенной государственной функции, символизирующей собой рациональное управление. В соответствии с тенденцией к бюрократизации современного общества этот тип лидера стал преобладающим в индустриальных странах Запада.

Особый интерес представляет тип лидерства, обозначенный Вебером как харизматический.

Харизматический лидер появляется на основе веры народа в сверхъестественные способности правителя — вождя, пророка, военачальника, выдающегося оратора. Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) означает свойство, ниспосланное индивиду свыше, благодаря которому он выделяется из среды других людей и считается наделенным исключительными способностями.

Сегодня под харизмой понимают сверхъестественные исключительные качества, приписываемые лидеру его последователями. Лидерами-харизматиками в истории были многие герои, полководцы, основатели новых государств, мировых религий и т.п. Примеры — Иисус, Магомет, Будда, А. Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон. Такие лидеры выделяются из массы либо такими личными качествами, как нестандартный ум, некий магнетизм, исключительная сила воли, либо обстоятельствами выдающейся биографии — военные подвиги, участие в великих событиях, либо способностью к выдвижению необычных идей и т.п.

Взаимоотношения харизматических лидеров со своими последователями носят особый характер. Для таких взаимоотношений характерны высокий уровень согласия по поводу заявлений и действий лидера (так как «ЛИДЕР это сказал»), сплоченность («ЛИДЕР дал команду»), особый эмоциональный настрой (окружение лидера атмосферой преданности, благоговения, слепой веры, то есть почти теми же эмоциями, что и при религиозном поклонении).

Новейшая история XX века также знала феномен харизматического лидерства. Кризисная ситуация в развитии индустриальной революции в 20 — 30-е годы во многих странах Европы вызвала к жизни харизматические фигуры Гитлера, Муссолини, Сталина.

Отличительной чертой харизматического лидерства является то обстоятельство, что оно возникает на крупных поворотах истории и на первых порах ему чужда какая бы то ни было организация. Кризисное состояние общества обычно выводит на политическую арену личность, которая выдвигает особую доктрину избавления общества от всех невзгод. Ближайшие соратники лидера действуют исключительно от его имени и опираются на его авторитет. Особенно это выражается в процессе принятия решений. Если при традиционном и рациональном типах лидерства преобладают разумные способы принятия решений, то при харизматическом главным аргументом становится слепая вера в могущество и правоту лидера.

Харизма предполагает безраздельную преданность своему лидеру, что. близко к религиозному почитанию.

Харизматический лидер должен быт понятен массам, его лозунги — доступны их пониманию, он должен олицетворять уверенность в правильности выбранного курса. Ему необходимо постоянно подтверждать конкретными заявлениями, поступками свой образ. И как бы ни было велико стремление масс найти точку опоры в избранном ими лидере и как бы ни был искусен сам лидер в поддержании соответствующего образа, он не может обойтись без опоры на группу ближайших соратников, на организацию. Организация помогает лидеру в укреплении его позиций в массах, она выступает в роли коллективного пропагандиста его образа.

Харизматический лидер в силу особой эмоциональной связи, возникающей между ним и его последователями, обладает огромными возможностями влияния на массы, которые фактически предоставляют ему право управления ими. Однако, как только наступает разрыв этой связи, те же самые массы с неменьшей энергией и рвением будут низвергать лидера. Вот почему харизматический лидер, оказавшийся на вершине политической иерархии, начинает направлять всю мощь государственной машины на поддержание своей исключительности, на сохранение эмоциональной связи с массами, на вовлечение в сферу своего воздействия все новых и новых индивидов.

Для харизматического лидера характерно постоянное стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль объединяющего начала нации. Тогда возникает угроза превращения лидера в диктатора. Для того чтобы это не произошло, необходимо поставить деятельности лидера правовые границы. Прежде всего, он не должен обладать абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой информации. Тем самым блокируется харизматический прорыв в диктаторы и сохраняется верховенство закона, а не воли лидера. Там же, где институты демократического контроля слабы, они быстро ликвидируются харизматическим лидером и родится вождь, попирающий представительную демократию. Административные структуры становятся средством укрепления личной власти, репрессивный аппарат начинает работать под полным контролем лидера-диктатора. Харизматическая власть нестабильна, так как основана не на традиции или законе, а на вере в харизму лидера, в миссию, которую данный лидер должен выполнить и способность к выполнению которой он вынужден постоянно доказывать.