logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала

1. «Прогресс человечества, — считает отечественный историософ и культуролог Н.Я. Данилевский, —нее том, чтобы всем идти в одном направ­лении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической дея­тельности, исходить в разных направлениях»

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 114-115.

Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает данное суждение?

2. На семинарском занятии один из студентов утверждал, что вся пред­шествующая история доказывает зависимость общественного бытия от со­знания. «Посмотрите на исторические хроники, летописи, мемуары и т.п., — сказал он, — мы видим: в таком-то году князь Игорь задумал совершить по­ход; в таком-то веке Петр I начал борьбу за выход к морю; в таком-то году М.С. Горбачев приступил к осуществлению перестройки и т.п. Вся история — это результат волевых, идеальных причин, обусловленных особенностями ду­ховного мира исторических личностей».

Согласны ли вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргу­ментируйте.

3. «В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая... Соци­альность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и обществен­ное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны»

Богданов А.А. Развитие жизни в природе и обществе// Из психологии общества. СПб., 1906. С. 57.

Насколько, по вашему мнению, состоятельна позиция А.А. Богдано­ва? К какому философскому направлению можно отнести подобное рассуждение? Есть ли у вас возражения против данного тезиса философа?

4. Немецкому социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом... Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда... способ производства насквозь пропитан духом, следователь­но, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возра­зить?

5. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, являет­ся «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определя­ет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и фи­лософские концепции смысла жизни.

Назовите крупные исторические события, которые не укладывают­ся в схему А. Тойнби.

6. «...Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй — ис­торию права, историю морали, философии и т.д. —а одну историю своих соб­ственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производи­тельных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной ис­тории» (Плеханов Г.В.)

Чем определяется общность и специфика форм общественного созна­ния и, в частности, правового сознания?

7. В современную эпоху человечество превращается в глобальную систему. Этот процесс характеризуется следующими чертами:

многие слабые виды зависимости между частями человечества и раз­личными сферами человеческой деятельности заменяются более сильными;

нередко локальные, региональные зависимости перерастают в универ­сальные, мировые;

усиливается в целом степень детерминации будущих состояний челове­чества предыдущими;

человечество превращается во все более упорядоченную систему.

Покажите на фактическом материале верность или ошибочность этих положений.

8. «Утверждая, что в обществе законы и причинность носят, как прави­ло, статистический характер... не следует забывать о том, что общее на­правление исторического процесса подчиняется динамическим закономернос­тям» (Караваев Г.Г.).

Как Вы рассматриваете отношение между динамическими и ста­тическими законами в обществе?

9. Каково соотношение между объективными и материальными условиями общественной жизни? Эти понятия совпадают так же, как и понятия «ма­терия» и объективная реальность». Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, — значит отступить от мате­риалистического толкования общества к объективно-идеалистическому.

Можно ли считать такое рассуждение правильным и исчерпываю­щим?

10. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Если оценка любой соци­альной группы связана с ценностными ее ориентациями, то не является ли оценка полнейшим субъективным произволом?

11. Английский философ XVII в. Т. Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек».

Согласны ли Вы с такой аналогией?

12. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы: является ли вы­борность органов законодательной власти достаточным условием ее народ­ности? Становится ли в этом случае государство воплощением «всенародно­го волеизъявления»?

13. Швейцарский историк права И.Я. Баховен в работе «Материнское право» (1861 г.) рассматривал период от полигамии к моногамии и от мате­ринского права к отцовскому как следствие дальнейшего развития религиоз­ных представлений.

Каковы, на ваш взгляд, действительные причины исторических изме­нений во взаимном общественном положении мужчины и женщины?

14. Согласны ли Вы с утверждением, что в современную эпоху на мак­роуровне социального бытия наиболее устойчивой из исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья ?