Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
1. «Прогресс человечества, — считает отечественный историософ и культуролог Н.Я. Данилевский, —нее том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях»
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 114-115.
Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает данное суждение?
2. На семинарском занятии один из студентов утверждал, что вся предшествующая история доказывает зависимость общественного бытия от сознания. «Посмотрите на исторические хроники, летописи, мемуары и т.п., — сказал он, — мы видим: в таком-то году князь Игорь задумал совершить поход; в таком-то веке Петр I начал борьбу за выход к морю; в таком-то году М.С. Горбачев приступил к осуществлению перестройки и т.п. Вся история — это результат волевых, идеальных причин, обусловленных особенностями духовного мира исторических личностей».
Согласны ли вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргументируйте.
3. «В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая... Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны»
Богданов А.А. Развитие жизни в природе и обществе// Из психологии общества. СПб., 1906. С. 57.
Насколько, по вашему мнению, состоятельна позиция А.А. Богданова? К какому философскому направлению можно отнести подобное рассуждение? Есть ли у вас возражения против данного тезиса философа?
4. Немецкому социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом... Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда... способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».
С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?
5. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни.
Назовите крупные исторические события, которые не укладываются в схему А. Тойнби.
6. «...Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй — историю права, историю морали, философии и т.д. —а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г.В.)
Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, правового сознания?
7. В современную эпоху человечество превращается в глобальную систему. Этот процесс характеризуется следующими чертами:
— многие слабые виды зависимости между частями человечества и различными сферами человеческой деятельности заменяются более сильными;
— нередко локальные, региональные зависимости перерастают в универсальные, мировые;
— усиливается в целом степень детерминации будущих состояний человечества предыдущими;
— человечество превращается во все более упорядоченную систему.
Покажите на фактическом материале верность или ошибочность этих положений.
8. «Утверждая, что в обществе законы и причинность носят, как правило, статистический характер... не следует забывать о том, что общее направление исторического процесса подчиняется динамическим закономерностям» (Караваев Г.Г.).
Как Вы рассматриваете отношение между динамическими и статическими законами в обществе?
9. Каково соотношение между объективными и материальными условиями общественной жизни? Эти понятия совпадают так же, как и понятия «материя» и объективная реальность». Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, — значит отступить от материалистического толкования общества к объективно-идеалистическому.
Можно ли считать такое рассуждение правильным и исчерпывающим?
10. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Если оценка любой социальной группы связана с ценностными ее ориентациями, то не является ли оценка полнейшим субъективным произволом?
11. Английский философ XVII в. Т. Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек».
Согласны ли Вы с такой аналогией?
12. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы: является ли выборность органов законодательной власти достаточным условием ее народности? Становится ли в этом случае государство воплощением «всенародного волеизъявления»?
13. Швейцарский историк права И.Я. Баховен в работе «Материнское право» (1861 г.) рассматривал период от полигамии к моногамии и от материнского права к отцовскому как следствие дальнейшего развития религиозных представлений.
Каковы, на ваш взгляд, действительные причины исторических изменений во взаимном общественном положении мужчины и женщины?
14. Согласны ли Вы с утверждением, что в современную эпоху на макроуровне социального бытия наиболее устойчивой из исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья ?
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание