logo search
Политология

8.5. Организационная структура государства рф

Организационная структура государства представляет собой совокупность органов государственной власти, обладающих определенными полномочиями и находящихся во взаимодействии и взаимозависимости друг с другом. В демократическом государстве такая структура определяется принципом разделения властей и системой «сдержек и противовесов»; в недемократических, как правило, используется модель жесткой иерархической подчиненности всех органов власти носителю высшей государственной власти.

Государственные органы различаются между собой по задачам, внутренней структуре, сферам деятель­ности, функциям (полномочиям), методам их осуществления. Организационная структура имеет обычно «горизонтальное» и «вертикальное» измерение. По «вертикали» органы власти разграничиваются на центральные и территориальные. По «горизонтали» – на законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные. В России раз­личают федеральные органы государственной власти, в том числе их территориальные органы на местах, и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральная государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и судебными органами РФ. В субъектах РФ государственная власть осуществляется их высшими должностными лицами – главами регионов, обычно связанными с исполнительными органами, законодательными (представительными) органами, судами субъектов РФ – конституционными (уставными) и мировыми судами.

Глава государства – Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет общее управление государством, реализует отдельные конкретные функции, а также формирует для осуществления своей деятельности определенную систему органов и учреждений –Совет безопасности РФ, Государственный совет РФ, назначает полномочных представителей главы государства в федеральных округах, в Государственной Думе РФ, Совете ФедерацииРФ, Конституционном Суде РФ, а также различные комитеты, комиссии и государственно-общественные объединения (Комиссию по гражданству, Совет представителей религиозных конфессий и др.). Президент представляет кандидатуры для утверждения их в палатах Федерального Собрания на должности судей высших федеральных судов, Председателя Центробанка, Счетной Палаты, Генерального прокурора РФ. При и Президенте РФ действуют научные, научно-исследовательские и научно-технические советы, занимающиеся экспертизой и разработкой государственных программ, законопроектов, подготовкой кадров для госаппарата и др.

Необходимость такого разветвленного аппарата отчасти объясняется тем, что глава государства в РФ наделен так называемыми дискреционными (потенциальными) полномочиями. Дискреция возникает при закреплении довольно широких полномочий при отсутствии конкретного описания ситуаций, обстоятельств и процедур их применения. Это оставляет Президенту простор для применения в сложных ситуациях таких полномочий, а разнообразная система органов обеспечивает их реализацию, способствуя оптимальному и эффективному функционированию политической системы общества1. Широта полномочий Президента, в том числе наличие дискреции недостаточно ограничена противовесами, что это объясняется своеобразием российской ситуации.

Законодательный орган России – Федеральное Со­брание РФ – двухпалатный парламент состоит из Совета Феде­рации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. В Государственной Думе 450 депутатов. Основная функция парламента – законодательная деятельность, но наряду с ней к ведению Совета Федерации относится ряд полномочий: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положений, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности, назначение на должность судей верховных судов РФ и др. должностных лиц. К ведению Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности по представлению Президента РФ Председателя Центробанка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов и ряд др. полномочий.

Исполнительная власть в России осуществляется Правительством РФ . Министерства, агентства и государственные службы реализуют требования законодательства в сфере социальной, культурной, экономической политики, правовой охраны жизни и деятельсности граждан, объединений, хозяйствующих субъектов, обеспечивают правопорядок, необходимый для волеизъявления народа (выборов, референдумов).

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответст­вующие суды субъектов федерации.

Контрольные функции осуществляют такие органы как прокуратура, Счетная палата РФ, Центробанк России, Уполномоченный по правам человека РФ, а также контрольные органы субъектов РФ. Как орган государственного надзора в России действует единая централизованная сис­тема органов прокуратуры с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Ге­неральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ, иные прокуроры назначаются им самостоя­тельно.

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.