Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I 3
МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 3
§ 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения 3
§ 2. Предмет, структура и функции современной философии 6
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 7
КЛАССИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ 8
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 15
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 17
РАЗДЕЛ II 19
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ 19
§ 1. Становление философии 20
§ 2. Философия Средневековья и Возрождения 23
§ 3. Философия Нового времени 27
§ 4. Этапы и содержание отечественной философии 34
§ 5. Современная философия 38
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 45
КЛАССИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ 46
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 55
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 57
ЛИТЕРАТУРА 63
РАЗДЕЛ III 63
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 63
§1. Бытие, его структура, формы и способы существования 63
§ 2. Материя и сознание как предельные основы бытия 69
§ 3. Развитие бытия. Современные концепции развития 74
§ 4. Картина мира и мировоззрение человека 78
§ 5. Философская теория познания 84
§ 6. Наука и научное познание 90
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 96
КЛАССИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ 97
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 103
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 105
ЛИТЕРАТУРА 108
РАЗДЕЛ IV 109
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 109
§ 1. Определение общества. Общество как система 109
§ 2. Диалектика общественной жизни 114
§ 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества 119
§ 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности 125
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 131
КЛАССИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ 131
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 140
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 142
ЛИТЕРАТУРА 143
РАЗДЕЛ V 143
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 143
§1. Человек в мире природы 143
§ 2. Человек и личность 146
§ 3. Личность и общество. Человек в мире культуры 148
§ 4. Смысл человеческого бытия 151
§ 5. Статус личности в обществе 155
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 157
КЛАССИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ 157
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 163
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 165
ЛИТЕРАТУРА 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ 167
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание