logo search
Политология

11.3. Классификация выборов

Многообразие демократических выборов в современном обществе требует их классификации, которая определяется различными основаниями. Если принять за исходное основание классификации разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Выборы в законодательные органы власти – парламенты, собрания представителей, думы и т.д. – характерны для большинства стран с развитой демократической системой. В России в настоящее время избирается Государственная Дума – нижняя палата парламента, а так же региональные и местные органы представительной власти. В 1993 г. осуществлялась практика выборов членов Совета Федерации (тогда их называли депутаты Совета Федерации).

Все чаще используется в демократических странах практикуется выборность руководителей исполнительной власти: губернаторов и Президента – в США, Президента и префектов – во Франции и т. д. В России опыт выборов руководителей исполнительной власти ограничен избранием президента страны, а также с 1995 по 2004 г. выборами губернаторов областей, краев, автономных округов, президентов республик в составе Российской Федерации. В настоящее время сохраняется выборность глав муниципальных образований.

В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Однако чаще, для того, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей, создавая тем самым в государстве систему сдержек и противовесов, их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным.

В соответствии с территориальным представительством можно выделить выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент, в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти), выборы в местные (муниципальные) органы власти, или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т.д.). Одной из разновидностей территориального представительства являются выборы депутатов в международные органы, например, в Европарламент.

Выборы отличаются используемой системой вотирования – признания победы политическим субъектом – кандидатом, партией, избирательным блоком при определенном порядке голосования. Можно выделить три основных типа вотирования и соответствующих им типов голосования: альтернативное, кумулятивное и лимитированное. Альтернативное голосование предполагает наличие у активного (пришедшего на выборы) избирателя одного голоса, который он может отдать «за» или «против» определенного кандидата (избирательного объединения, партии, движения). При кумулятивном голосовании число голосов у избирателя – больше, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов или распределить их в определенной пропорции, согласно своим симпатиям или антипатиям. Лимитированное голосование предполагает наличие у избирателя меньшего количества голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель в данном случае имеет те же права, что и при кумулятивном голосовании, т.е. может либо отдать все свои голоса одному из кандидатов, либо распределить их в какой-нибудь пропорции между ними. Возможны модификации перечисленных типов вотирования. Например, в ходе выборов в Совет Федерации 1993 г. в России был применен вариант лимитированного голосования, при котором избирателю, давалось право двух голосов, но было невозможно отдать свои голоса только одному из кандидатов

Выборы в органы власти могут быть всеобщими и локальными. Всеобщие выборы проводятся в масштабах всего государства или региона. Локальные выборы проводятся при создании новых административно-территориальных образований, при выбытии представителей (по причинам недееспособности, отзыва, смерти, изменения избирательного законодательства и т.д.).

Отметим также, что выборы могут быть очередными и досрочными. В то же время, как показывает опыт стран с развитой демократией, легитимность досрочных выборов, если они проводятся в соответствии с конституцией, не вызывает сомнений.