logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

Краткий словарь философских терминов

Абсолют - философская категория, обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и все­общности.

Абсолютная идея - основная катего­рия философской системы Гегеля, обо­значающая безусловную, нематериаль­ную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в при­роде, человеке, обществе и сознании лю­дей.

Агнийога — учение гималайских Ма­хатм, основы которого собраны и напеча­таны в Улан-Баторе, Париже и Риге усили­ями Е.И. Рерих в 14 книгах: «Листы сада Мории» («Зов» и «Озарение»), «Община», «Агнийога», «Беспредельность» (т. 1, 2), «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» (т. 1—3), «Напутствие вождю», «Аум» и «Братство».

Аксиология — философское изуче­ние природы ценностей. Ценность — это положительное или отрицательное значе­ние для человека объектов окружающего мира и собственных его качеств.

Амбивалентность — двойственность эмоциональных переживаний.

Анимизм — характерное для ранних религий представление об одушевленнос­ти всех предметов окружающего мира.

Антиномизм — характеристика фило­софских взглядов П. А. Флоренского, соглас­но которым признаком истины является ан­тиномия (напряженное противостояние противоположных положений), а приближе­ние к истине характеризуется углублением антиномии.

Антиномическое мышление — мыш­ление в противоречиях равно справедли­вых утверждений.

Антитеза — выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Напри­мер, «великий человек на малые дела».

Антропология — философская кон­цепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений.

Антропоцентризм — представление о человеке как о центре Вселенной и конеч­ной цели мироздания. В лексике новых со­циальных движений — система ценностей, противостоящая техноцентризму, отдаю­щему предпочтение техническим пробле­мам в ущерб социально-гуманитарным.

Аподиктический — имеющий силу необходимого доказательства.

Апокалипсис — пророчество о «кон­це света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.

Апостериори — послеопытное зна­ние, знание, последующее опыту; в отли­чие от априорного, доопытного, знания (термины философии Канта).

Апофатический — относящийся к «отрицательному» (апофатическому) бо­гословию, допускающий только такие вы­сказывания о боге, в которых говорится, чем бог не является.

Аритмология — термин, введенный Н.В. Бугаевым и обозначающий миросо­зерцание, в основе которого лежит идея прерывности.

Аскеза — образ жизни, отвечающий требованиям сурового пренебрежения радостями жизни и подготовки себя к каким-либо высоким целям.

Аскетика (греч. askeo — упражняюсь) образ жизни и поведения, предполагаю­щий отказ от земных благ.

Атрибут - неотъемлемое и сущест­венное свойство какого-либо объекта.

Аура — энергетические излучения че­ловека или других живых и неживых объ­ектов природы. У человека является пока­зателем его физического и психического состояния.

Ауспиции — культовые гадания по полету птиц и небесным явлениям.

Венский кружок — объединение за­падных философов, положившее начало те­чению неопозитивизма в 20—30-е гг. XX в.

Гедонизм — «философия наслажде­ния», объявляющая чувственные удоволь­ствия высшей ценностью. Ведет начало от античной школы киренаиков (IV в. до н.э.).

Геном — совокупность генов, опреде­ляющих наследственность данного орга­низма.

Гея — богиня Земли в древнегречес­кой мифологии.

Гимнасий — место, где у греков про­исходили занятия гимнастикой и элемен­тарными науками.

Гипостазирование — приписывание самостоятельного существования отдель­ным свойствам, отношениям и связям вне их носителей.

Гностицизм — религиозное движение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии, часто противоположного прямому. Оказал влияние на средневеко­вые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

Дивинация — искусство предугады­вать будущее и обряд гадания в язычес­кой религии.

Евразийство — философско-политическое направление в отечественной мыс­ли, объясняющее своеобразие культуры и исторического развития России особым географическим положением - на матери­ке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.

Идентификация — отождествление, чувство общности человека с объектом или другим человеком.

Иерархизм — способ организации, основанный на строгом соподчинении эле­ментов.

Иерархия — (в «Живой Этике») — взаимозависимость низшего с высшим, соборное определение высших, светлых сил мироздания.

Имманентизм — субъективно идеа­листическое направление в философии, отождествляющее реальность с содержа­нием сознания.

Интенциональность — направлен­ность сознания, мысленных операций по­знающего субъекта на объект.

Интроекция —включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, оценок, установок.

Иосифляне - церковная партия на Руси в конце XV - середине XVI в. Защи­щали неприкосновенность церковно-монастырского землевладения.

Ипостась — лицо, сущность. В христи­анстве Бог выступает в трех сущностях, ли­цах — Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой.

Иррациональный — недоступный ра­зуму, невыразимый в понятии.

Каббала (древнеевр. — предание) — течение в иудаизме. Возникло в IX в., осно­вано на вере в то, что при помощи специ­альных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-кос­мический процесс.

Каузальная связь — причинная зави­симость.

Киники —античная философская школа (Афины, IV в. до н.э.), призываю­щая отвергнуть «условности» цивилиза­ции, религию, мораль и право и вернуться к «естественным» началам жизни.

Комплекс Эдипа — объединение пси­хических процессов, выражающих проти­воречивую установку (любовь и нена­висть, поклонение и вражда) сына к отцу. Термин введен 3. Фрейдом.

Континуум — непрерывное; в мате­матике — непрерывное множество точек.

Контркультура — понятие, предло­женное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хип­пи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам, установлениям и традициям.

Космогония — учение о возникнове­нии Вселенной.

Космология — учение о строении ма­териального бытия, космоса.

Космос — упорядоченность, должная мера, строение, мироздание, мировой по­рядок, целостная упорядоченность мега-мира.

Культура — специфический способ организации и содержания человеческой жизнедеятельности, представленные в продуктах материального и духовного тру­да, в системе социальных норм и учреж­дений, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Лама — буддийский монах в Тибете, Индии, Монголии.

Левиафан — библейское чудовище, символизирующее государство в одно­именном трактате Т. Гоббса.

Либидо — одно из основных понятий психоанализа, обозначающее совокуп­ность главным образом бессознательных сексуальных влечений.

Логистика — архаический синоним математической логики.

Логос (греч. logos — слово, мысль, ра­зум, закон) — термин, первоначально обо­значавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

Макрокосм — большой мир, Вселен­ная в соотнесении с малым миром (микро­космом), человеком.

Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе ле­жит учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианст­вом. Оказало влияние на дуалистические ереси.

Маргинальный — находящийся на краю, пограничный; в социологии употреб­ляется для обозначения состояния потери привычного и устойчивого статуса.

Маскулинизация — в западной тео­рии культуры обозначает утрату женствен­ности как специфического психологическо­го и культурного признака в результате заимствования женщинами «мужской» мо­дели поведения.

Медиум — в мистической традиции посредник между миром «духов» и людь­ми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших. В парапсихологии — человек с необычны­ми («медиумическими») способностями: сверхчувственным восприятием и т.д.

Менеджеризм — теория, утверждаю­щая переход от власти капиталистов к власти управляющих и организаторов; ши­ре: теория и практика растущего вмеша­тельства бюрократии в экономическую и социальную жизнь.

Ментальный — относящийся к интел­лекту, характеризующий особенности мы­шления.

Мессия — в иудаизме и христианст­ве — спаситель, который должен явиться к людям для установления «царства божь­его».

Метафизика — синоним философии, а также спекулятивная философия.

Метафизика — учение о сверхчувст­венных принципах и началах бытия.

Метемпсихоз (буквально — пересе­ление душ) — религиозно-мифическое представление о перевоплощении души после смерти тела в растения, животных, другого человека или какое-либо божест­во. Характерно для древнеегипетских и индийских религий.

Микрокосм — малый мир, человек в соотнесении с большим миром (макрокос­мом) Вселенной.

Мистика — духовная традиция, пред­полагающая непосредственное и необъ­яснимое общение с божеством, со сверхъ­естественными силами.

Монадология — философская кон­цепция, в основе которой лежит понятие монады — неделимой, неуничтожимой, психически активной единицы.

Монизм — философская концепция построения системы на основе одного принципа; признание единственности суб­станции, лежащеймв основе мира.

Натурфилософия — философское направление, предметом изучения кото­рого выступает природа.

Неокантианство — направление фило­софской мысли конца XIX — начала XX в., призывавшее «вернуться» к Канту и высту­павшее с более последовательных идеали­стических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).

Неотомизм — официальная фило­софская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм провозглашен единственно истин­ной философией, соответствующей хрис­тианским догмам.

Неофит — новообращенный; новый приверженец религии или какого-либо учения.

Неофрейдизм — течение современ­ной философии и психологии, сформиро­вавшееся в конце 30-х гг. в США в процес­се соединения идей психоанализа с американскими антропологическими, со­циологическими теориями. Представите­ли — Э. Фромм, К. Хорни и другие.

Нестяжатели - противники иосифлян. Выступали против церковной собственно­сти и богатой церкви.

Нирвана — одна из ступеней разви­тия жизни в космосе, сверхчеловеческое бытие, блаженство, не поддающееся опи­санию в земных понятиях.

«Новые философы» — выдвинувша­яся в 70-е гг. XX в. во Франции группа фи­лософов «поколения 68-го года», призы­вающая порвать с традициями эпохи Просвещения, с рационализмом вообще и реабилитировать «донаучное» обыденное сознание.

Общая теория систем - один из ши­роко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объ­ектов как единого целого, т.е. системы.

Оккультизм — учения, признающие существование в мире тайных, недоступ­ных научному исследованию и многим лю­дям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.

Онтология — учение о бытии в фило­софии (в отличие от гносеологии — уче­ния о познании).

Пантеизм — религиозные и философ­ские учения, отождествляющие бога и ма­териальный мир. Пантеистические тенден­ции проявляются в еретической мистике средних веков, в натурфилософии Возрож­дения и материалистической системе Б. Спинозы, который отождествил понятия «бог» и «природа».

Парадигма — фундаментальная тео­рия и совокупность научных методов, задающие образец научного исследования на длительный исторический период.

Перипатетический — от слова «пери­патетики» (греч.) — «прогуливающиеся»; так называли учеников и последователей Аристотеля.

Персонализм — направление совре­менной философии, полагающее лич­ность первичной реальностью, а мир — творением перволичности (Бога).

Плюрализм — (букв. — множествен­ность) термин с многозначным содержани­ем; распространен в западной обществен­ной мысли и применяется в основном для обозначения теоретической позиции, со­гласно которой разные теории, культуры и социальные системы равноценны, а вы­бор среди них произволен.

Позитивизм — философское направ­ление, объявляющее единственным ис­точником истинного знания результаты конкретных наук и отрицающее познава­тельную ценность философского исследо­вания.

Полис— город-государство, форма социально-политической и экономической организации общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Прагматизм — субъективно-идеалис­тическое философское течение, в котором истина трактуется не как отражение объ­ективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъектив­ные интересы индивида.

Психоанализ — теория и метод пси­хотерапии, разработанный в конце XIX — начале XX в. 3. Фрейдом. Сторонники тео­рии считают основой психической жизни бессознательные процессы. Нарушение их отношения опознанием является при­чиной психических болезней. Задача психоаналитической терапии — помочь паци­енту в раскрытии этих бессознательных конфликтов. Пуританизм — раннебуржуазное об­щественное движение, выступавшее под религиозными лозунгами. Его требования «мирского» аскетизма и строгости нравов отражали установки эпохи первоначаль­ного накопления капитала.

Рационализм — философское на­правление, полагающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм — теоретическая уста­новка, согласно которой преувеличивается момент относительности и изменчивости в познании и деятельности (гносеологичес­кий, этический, культурный и т.п. реляти­визм).

Ретро — применительно к стилю в ис­кусстве — эстетизация или апологетика отживших социально-культурных форм.

Реформация — общественно-полити­ческое и религиозное движение XVI в. в Европе, носившее антифеодальный и ан­типапский, характер. Ознаменовалось су­щественными сдвигами в переосмысле­нии системы ценностей и возникновением протестантизма.

Сакрализация — освящение, приобщение к миру религиозного, священного.

Секуляризация — противоположное сакрализации. Также — освобождение от церковного влияния.

Серебряный век — название эпохи расцвета русской культуры во второй по­ловине XIX — начале XX вв. Пушкинскую эпоху, а также весь XIX век в жизни России иногда называют «золотым веком» отече­ственной культуры.

Синергетика — один из широко прак­тикуемых последнее время принципов и методов познания, которые используются для изучения последствий совместного действия независимых причин.

Солипсизм — крайняя форма субъек­тивизма, доходящая до отрицания реаль­ности окружающего материального мира.

Социальная инженерия — близкая технократизму концепция управления людьми как вещами.

Спекулятивная философия - фило­софия, обосновывающая принципы выве­дения знания при помощи «чистой силы ума», без обращения к практике.

Спонтанный — самопроизвольные психические явления, возникающие под влиянием внутренних детерминант.

Субкультура — понятие, предложен­ное Чикагской социологической школой (США) для обозначения типов мышления и поведения, отличных от господствующе­го в данном обществе или социальной среде. Также - самостоятельная культура меньшего объема в культуре большего объема.

Сциентизм — абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук современ­ном духовном производстве в частности.

Тантризм — направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. В основе этой религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосмоса и представ­ление о некоем половом энергетическом начале.

Теизм — воззрение, ставящее Бога вне мира. Он сотворил мир и может вме­шиваться вход его событий.

Телеология — учение о цели; проти­вопоставляется детерминизму.

Теллургический — связанный с зем­лей.

Темпоральные отношения - отно­шения между событиями, явлениями, ко­торые связаны временной связью.

Теология — учение о происхождении богов.

Теософия — представление о воз­можности непосредственного общения с потусторонним миром.

Теоцентризм — религиозное учение, ставящее во главу угла идею бога и рас­сматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей дей­ствительности.

Технократия — высший слой инженер­но-технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих реше­ний в основном на технические критерии, пренебрегая социальными. Технократичес­кая идеология объявила о якобы уже совершившемся переходе власти от буржу­азии к техническим специалистам, экспер­там, управляющим.

Технофобия — негативная фетиши­зация техники, усматривание в ней источ­ника всех социальных бедствий.

Традиция — устойчивая и передаю­щаяся от поколения к поколению тенден­ция внутри культуры, элемент социально­го и духовного наследия.

Трансцендентальный — термин, оз­начающий в средние века нечто сверхкате­гориальное, более широкое (по объему), чем традиционные категории схоластичес­кой философии. У Канта проводится чет­кое разделение между трансцендентным и трансцендентальным. Трансценденталь­ными в его учении обозначаются понятия, которые по своему объему не выходят за пределы опыта, охватывают собой только то, что может быть дано человеку в про­цессе познавательной деятельности. Трансцендентное же находится за ее пре­делами.

Трансцендентный — термин, означа­ющий то, что находится за пределами че­ловеческого сознания и не может быть до­стигнуто в процессе познания.

Универсалия — общее понятие. Про­блема универсалий — проблема природы общих понятий и их соотношения с объек­тами отражения.

Фидеизм — учение, стремящееся обосновать примат веры над разумом, ре­лигии над наукой.

Физиоморфизм — перенесение на богов свойств окружающей человека при­роды.

Фрейдизм — философско-антропологическое учение 3. Фрейда, сформулиро­ванное на основе психоанализа; совокуп­ность различных течений, стремящихся объяснить разнообразные явления куль­туры, общества и человека с позиций уче­ния 3. Фрейда.

Эзотерический — тайный, предназ­наченный только для посвященных, точ­нее - для немногих.

Экзегетический — от слова «экзегети­ка» — искусство изъяснения, истолкования мифологических и религиозных текстов.

Экзистенциально-персоналистическая философия — учение, в котором пе­реплелись мотивы родственных, но раз­личных направлений — экзистенциализма и персонализма. Главная проблема — по­ложение личности в условиях современ­ной цивилизации.

Экзистенция — особое состояние че­ловека, в котором он наиболее отчетливо осознает истоки и смысл своего существо­вания. К основным экзистенциальным со­стояниям относят свободу, любовь, стра­дание, смерть, игру и т.д.

Экзотерический — противоположный эзотерическому, рассчитанный на широ­кую публику.

Эктропия — изменение в сторону упо­рядочений, большей организованности, сложности, т.е. в сторону, противополож­ную энтропии.

Энтропия — изменение в сторону хаотизации и деградации. Второе начало термодинамики гласит: «Все изменения, при которых энтропия увеличивается, бу­дут... происходить сами собой» (Больцман Л. Статьи и речи. М.: Наука, 1970. С. 15.).

Эргономика — изучает человека и его поведение в условиях современного ин­тенсивного производства.

Эскапизм — установка на уход от ре­альности, реализуемая различными сред­ствами — от наркотических до тех, кото­рые поставляются массовой культурой, «фабрикой грез».

Эсхатология — религиозное учение о конце мира и греховного человека.

Этатизм — понятие, обозначающее возрастание роли государства в жизни об­щества.

Этнос — совокупность характеристик духовно-психологический склада и уклада жизни отдельных национальных общностей.