Краткий словарь философских терминов
Абсолют - философская категория, обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности.
Абсолютная идея - основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей.
Агнийога — учение гималайских Махатм, основы которого собраны и напечатаны в Улан-Баторе, Париже и Риге усилиями Е.И. Рерих в 14 книгах: «Листы сада Мории» («Зов» и «Озарение»), «Община», «Агнийога», «Беспредельность» (т. 1, 2), «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» (т. 1—3), «Напутствие вождю», «Аум» и «Братство».
Аксиология — философское изучение природы ценностей. Ценность — это положительное или отрицательное значение для человека объектов окружающего мира и собственных его качеств.
Амбивалентность — двойственность эмоциональных переживаний.
Анимизм — характерное для ранних религий представление об одушевленности всех предметов окружающего мира.
Антиномизм — характеристика философских взглядов П. А. Флоренского, согласно которым признаком истины является антиномия (напряженное противостояние противоположных положений), а приближение к истине характеризуется углублением антиномии.
Антиномическое мышление — мышление в противоречиях равно справедливых утверждений.
Антитеза — выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела».
Антропология — философская концепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений.
Антропоцентризм — представление о человеке как о центре Вселенной и конечной цели мироздания. В лексике новых социальных движений — система ценностей, противостоящая техноцентризму, отдающему предпочтение техническим проблемам в ущерб социально-гуманитарным.
Аподиктический — имеющий силу необходимого доказательства.
Апокалипсис — пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.
Апостериори — послеопытное знание, знание, последующее опыту; в отличие от априорного, доопытного, знания (термины философии Канта).
Апофатический — относящийся к «отрицательному» (апофатическому) богословию, допускающий только такие высказывания о боге, в которых говорится, чем бог не является.
Аритмология — термин, введенный Н.В. Бугаевым и обозначающий миросозерцание, в основе которого лежит идея прерывности.
Аскеза — образ жизни, отвечающий требованиям сурового пренебрежения радостями жизни и подготовки себя к каким-либо высоким целям.
Аскетика (греч. askeo — упражняюсь) образ жизни и поведения, предполагающий отказ от земных благ.
Атрибут - неотъемлемое и существенное свойство какого-либо объекта.
Аура — энергетические излучения человека или других живых и неживых объектов природы. У человека является показателем его физического и психического состояния.
Ауспиции — культовые гадания по полету птиц и небесным явлениям.
Венский кружок — объединение западных философов, положившее начало течению неопозитивизма в 20—30-е гг. XX в.
Гедонизм — «философия наслаждения», объявляющая чувственные удовольствия высшей ценностью. Ведет начало от античной школы киренаиков (IV в. до н.э.).
Геном — совокупность генов, определяющих наследственность данного организма.
Гея — богиня Земли в древнегреческой мифологии.
Гимнасий — место, где у греков происходили занятия гимнастикой и элементарными науками.
Гипостазирование — приписывание самостоятельного существования отдельным свойствам, отношениям и связям вне их носителей.
Гностицизм — религиозное движение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии, часто противоположного прямому. Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.
Дивинация — искусство предугадывать будущее и обряд гадания в языческой религии.
Евразийство — философско-политическое направление в отечественной мысли, объясняющее своеобразие культуры и исторического развития России особым географическим положением - на материке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.
Идентификация — отождествление, чувство общности человека с объектом или другим человеком.
Иерархизм — способ организации, основанный на строгом соподчинении элементов.
Иерархия — (в «Живой Этике») — взаимозависимость низшего с высшим, соборное определение высших, светлых сил мироздания.
Имманентизм — субъективно идеалистическое направление в философии, отождествляющее реальность с содержанием сознания.
Интенциональность — направленность сознания, мысленных операций познающего субъекта на объект.
Интроекция —включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, оценок, установок.
Иосифляне - церковная партия на Руси в конце XV - середине XVI в. Защищали неприкосновенность церковно-монастырского землевладения.
Ипостась — лицо, сущность. В христианстве Бог выступает в трех сущностях, лицах — Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой.
Иррациональный — недоступный разуму, невыразимый в понятии.
Каббала (древнеевр. — предание) — течение в иудаизме. Возникло в IX в., основано на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.
Каузальная связь — причинная зависимость.
Киники —античная философская школа (Афины, IV в. до н.э.), призывающая отвергнуть «условности» цивилизации, религию, мораль и право и вернуться к «естественным» началам жизни.
Комплекс Эдипа — объединение психических процессов, выражающих противоречивую установку (любовь и ненависть, поклонение и вражда) сына к отцу. Термин введен 3. Фрейдом.
Континуум — непрерывное; в математике — непрерывное множество точек.
Контркультура — понятие, предложенное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам, установлениям и традициям.
Космогония — учение о возникновении Вселенной.
Космология — учение о строении материального бытия, космоса.
Космос — упорядоченность, должная мера, строение, мироздание, мировой порядок, целостная упорядоченность мега-мира.
Культура — специфический способ организации и содержания человеческой жизнедеятельности, представленные в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе.
Лама — буддийский монах в Тибете, Индии, Монголии.
Левиафан — библейское чудовище, символизирующее государство в одноименном трактате Т. Гоббса.
Либидо — одно из основных понятий психоанализа, обозначающее совокупность главным образом бессознательных сексуальных влечений.
Логистика — архаический синоним математической логики.
Логос (греч. logos — слово, мысль, разум, закон) — термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.
Макрокосм — большой мир, Вселенная в соотнесении с малым миром (микрокосмом), человеком.
Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси.
Маргинальный — находящийся на краю, пограничный; в социологии употребляется для обозначения состояния потери привычного и устойчивого статуса.
Маскулинизация — в западной теории культуры обозначает утрату женственности как специфического психологического и культурного признака в результате заимствования женщинами «мужской» модели поведения.
Медиум — в мистической традиции посредник между миром «духов» и людьми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших. В парапсихологии — человек с необычными («медиумическими») способностями: сверхчувственным восприятием и т.д.
Менеджеризм — теория, утверждающая переход от власти капиталистов к власти управляющих и организаторов; шире: теория и практика растущего вмешательства бюрократии в экономическую и социальную жизнь.
Ментальный — относящийся к интеллекту, характеризующий особенности мышления.
Мессия — в иудаизме и христианстве — спаситель, который должен явиться к людям для установления «царства божьего».
Метафизика — синоним философии, а также спекулятивная философия.
Метафизика — учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Метемпсихоз (буквально — переселение душ) — религиозно-мифическое представление о перевоплощении души после смерти тела в растения, животных, другого человека или какое-либо божество. Характерно для древнеегипетских и индийских религий.
Микрокосм — малый мир, человек в соотнесении с большим миром (макрокосмом) Вселенной.
Мистика — духовная традиция, предполагающая непосредственное и необъяснимое общение с божеством, со сверхъестественными силами.
Монадология — философская концепция, в основе которой лежит понятие монады — неделимой, неуничтожимой, психически активной единицы.
Монизм — философская концепция построения системы на основе одного принципа; признание единственности субстанции, лежащеймв основе мира.
Натурфилософия — философское направление, предметом изучения которого выступает природа.
Неокантианство — направление философской мысли конца XIX — начала XX в., призывавшее «вернуться» к Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).
Неотомизм — официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам.
Неофит — новообращенный; новый приверженец религии или какого-либо учения.
Неофрейдизм — течение современной философии и психологии, сформировавшееся в конце 30-х гг. в США в процессе соединения идей психоанализа с американскими антропологическими, социологическими теориями. Представители — Э. Фромм, К. Хорни и другие.
Нестяжатели - противники иосифлян. Выступали против церковной собственности и богатой церкви.
Нирвана — одна из ступеней развития жизни в космосе, сверхчеловеческое бытие, блаженство, не поддающееся описанию в земных понятиях.
«Новые философы» — выдвинувшаяся в 70-е гг. XX в. во Франции группа философов «поколения 68-го года», призывающая порвать с традициями эпохи Просвещения, с рационализмом вообще и реабилитировать «донаучное» обыденное сознание.
Общая теория систем - один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т.е. системы.
Оккультизм — учения, признающие существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.
Онтология — учение о бытии в философии (в отличие от гносеологии — учения о познании).
Пантеизм — религиозные и философские учения, отождествляющие бога и материальный мир. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков, в натурфилософии Возрождения и материалистической системе Б. Спинозы, который отождествил понятия «бог» и «природа».
Парадигма — фундаментальная теория и совокупность научных методов, задающие образец научного исследования на длительный исторический период.
Перипатетический — от слова «перипатетики» (греч.) — «прогуливающиеся»; так называли учеников и последователей Аристотеля.
Персонализм — направление современной философии, полагающее личность первичной реальностью, а мир — творением перволичности (Бога).
Плюрализм — (букв. — множественность) термин с многозначным содержанием; распространен в западной общественной мысли и применяется в основном для обозначения теоретической позиции, согласно которой разные теории, культуры и социальные системы равноценны, а выбор среди них произволен.
Позитивизм — философское направление, объявляющее единственным источником истинного знания результаты конкретных наук и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Полис— город-государство, форма социально-политической и экономической организации общества в Древней Греции и Древнем Риме.
Прагматизм — субъективно-идеалистическое философское течение, в котором истина трактуется не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида.
Психоанализ — теория и метод психотерапии, разработанный в конце XIX — начале XX в. 3. Фрейдом. Сторонники теории считают основой психической жизни бессознательные процессы. Нарушение их отношения опознанием является причиной психических болезней. Задача психоаналитической терапии — помочь пациенту в раскрытии этих бессознательных конфликтов. Пуританизм — раннебуржуазное общественное движение, выступавшее под религиозными лозунгами. Его требования «мирского» аскетизма и строгости нравов отражали установки эпохи первоначального накопления капитала.
Рационализм — философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей.
Релятивизм — теоретическая установка, согласно которой преувеличивается момент относительности и изменчивости в познании и деятельности (гносеологический, этический, культурный и т.п. релятивизм).
Ретро — применительно к стилю в искусстве — эстетизация или апологетика отживших социально-культурных форм.
Реформация — общественно-политическое и религиозное движение XVI в. в Европе, носившее антифеодальный и антипапский, характер. Ознаменовалось существенными сдвигами в переосмыслении системы ценностей и возникновением протестантизма.
Сакрализация — освящение, приобщение к миру религиозного, священного.
Секуляризация — противоположное сакрализации. Также — освобождение от церковного влияния.
Серебряный век — название эпохи расцвета русской культуры во второй половине XIX — начале XX вв. Пушкинскую эпоху, а также весь XIX век в жизни России иногда называют «золотым веком» отечественной культуры.
Синергетика — один из широко практикуемых последнее время принципов и методов познания, которые используются для изучения последствий совместного действия независимых причин.
Солипсизм — крайняя форма субъективизма, доходящая до отрицания реальности окружающего материального мира.
Социальная инженерия — близкая технократизму концепция управления людьми как вещами.
Спекулятивная философия - философия, обосновывающая принципы выведения знания при помощи «чистой силы ума», без обращения к практике.
Спонтанный — самопроизвольные психические явления, возникающие под влиянием внутренних детерминант.
Субкультура — понятие, предложенное Чикагской социологической школой (США) для обозначения типов мышления и поведения, отличных от господствующего в данном обществе или социальной среде. Также - самостоятельная культура меньшего объема в культуре большего объема.
Сциентизм — абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук современном духовном производстве в частности.
Тантризм — направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. В основе этой религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосмоса и представление о некоем половом энергетическом начале.
Теизм — воззрение, ставящее Бога вне мира. Он сотворил мир и может вмешиваться вход его событий.
Телеология — учение о цели; противопоставляется детерминизму.
Теллургический — связанный с землей.
Темпоральные отношения - отношения между событиями, явлениями, которые связаны временной связью.
Теология — учение о происхождении богов.
Теософия — представление о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.
Теоцентризм — религиозное учение, ставящее во главу угла идею бога и рассматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей действительности.
Технократия — высший слой инженерно-технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих решений в основном на технические критерии, пренебрегая социальными. Технократическая идеология объявила о якобы уже совершившемся переходе власти от буржуазии к техническим специалистам, экспертам, управляющим.
Технофобия — негативная фетишизация техники, усматривание в ней источника всех социальных бедствий.
Традиция — устойчивая и передающаяся от поколения к поколению тенденция внутри культуры, элемент социального и духовного наследия.
Трансцендентальный — термин, означающий в средние века нечто сверхкатегориальное, более широкое (по объему), чем традиционные категории схоластической философии. У Канта проводится четкое разделение между трансцендентным и трансцендентальным. Трансцендентальными в его учении обозначаются понятия, которые по своему объему не выходят за пределы опыта, охватывают собой только то, что может быть дано человеку в процессе познавательной деятельности. Трансцендентное же находится за ее пределами.
Трансцендентный — термин, означающий то, что находится за пределами человеческого сознания и не может быть достигнуто в процессе познания.
Универсалия — общее понятие. Проблема универсалий — проблема природы общих понятий и их соотношения с объектами отражения.
Фидеизм — учение, стремящееся обосновать примат веры над разумом, религии над наукой.
Физиоморфизм — перенесение на богов свойств окружающей человека природы.
Фрейдизм — философско-антропологическое учение 3. Фрейда, сформулированное на основе психоанализа; совокупность различных течений, стремящихся объяснить разнообразные явления культуры, общества и человека с позиций учения 3. Фрейда.
Эзотерический — тайный, предназначенный только для посвященных, точнее - для немногих.
Экзегетический — от слова «экзегетика» — искусство изъяснения, истолкования мифологических и религиозных текстов.
Экзистенциально-персоналистическая философия — учение, в котором переплелись мотивы родственных, но различных направлений — экзистенциализма и персонализма. Главная проблема — положение личности в условиях современной цивилизации.
Экзистенция — особое состояние человека, в котором он наиболее отчетливо осознает истоки и смысл своего существования. К основным экзистенциальным состояниям относят свободу, любовь, страдание, смерть, игру и т.д.
Экзотерический — противоположный эзотерическому, рассчитанный на широкую публику.
Эктропия — изменение в сторону упорядочений, большей организованности, сложности, т.е. в сторону, противоположную энтропии.
Энтропия — изменение в сторону хаотизации и деградации. Второе начало термодинамики гласит: «Все изменения, при которых энтропия увеличивается, будут... происходить сами собой» (Больцман Л. Статьи и речи. М.: Наука, 1970. С. 15.).
Эргономика — изучает человека и его поведение в условиях современного интенсивного производства.
Эскапизм — установка на уход от реальности, реализуемая различными средствами — от наркотических до тех, которые поставляются массовой культурой, «фабрикой грез».
Эсхатология — религиозное учение о конце мира и греховного человека.
Этатизм — понятие, обозначающее возрастание роли государства в жизни общества.
Этнос — совокупность характеристик духовно-психологический склада и уклада жизни отдельных национальных общностей.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание