2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
В процессе развития политической науки сложилась многообразная система методов, применяемых при изучении политических процессов и явлений. Для того чтобы разобраться в этой сложной системе, необходимо обратиться к таким понятиям как «методология науки» в целом и «методология политической науки» в частности.
Методология обычно ассоциируется с философией, с определенным кругом логико-гносеологических проблем. Однако методология науки и философская методология – понятия не тождественные. Первая – значительно шире и не исчерпывается философской проблематикой: она представляет собой единство философских и нефилософских компонентов. К последним можно отнести лингвистику, семиотику, эвристику, статистику, кибернетику и т.д., которые широко используются для осмысления методических приемов познавательной деятельности.
Методология в обычном и наиболее популярном значении понимается как учение о методах познания. В целом это определение является верным, хотя и страдает известной ограниченностью. Дадим развернутое определение научной методологии. Научная методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической, познавательной деятельности, а также учение об этой системе. Методология науки занимается не только анализом самих методов научного познания, но и выяснением условий и границ применения методов одной науки к другим. Выявление роли знаков в научном познании, анализ языка науки изучение процессов дифференциации и интеграции научных знаний также являются методологическими проблемами.
Следует отметить, что методология политической науки представляет собой определенный способ видения и организации исследований особой объективной реальности – мира политического, обладающего своей спецификой. Политика как общественный феномен слагается из действий людей, обращенных на власть и систему властных отношений. Она характеризуюется динамизмом и постоянной изменчивостью событий. Политический факт неразрывно связан не только с потребностями и интересами, но и с ценностями, поэтому политическая наука не может быть ценностно нейтральной. Факт нельзя отделить от ценности, а ценностные соображения должны быть соотнесены со знанием политических фактов. В отличие от исторических событий, политические реальности не стали еще свершившимися фактами, а находятся в постоянном процессе становления. Отсюда – особая сложность в анализе политических феноменов, необходимость привлечения в качестве инструментов научного познания разнообразных методов, используемых в других областях знания.
Существует точка зрения, согласно которой политическая наука вовсе не имеет своих методов познания и использует методы и технику из других наук, применяя в политических исследованиях то, что в том или ином случае оптимально подходит к предмету изучения. Однако следует признать, что практически нет таких научных дисциплин, которые применяют исключительно свои собственные методы познания. Даже в математике достаточно активно используются приемы формальной логики, принципы философии и средства кибернетики. Что касается политологии, то приведенное выше утверждение в известном смысле справедливо, если говорить о генезисе познавательных методов политической науки: появившись первоначально в других отраслях научных исследований, они успешно интегрировались в область политического знания и сегодня успешно применяются специалистами-политологами.
Методология политической науки как совокупность методов, используемых при изучении мира политики, руководствуется едиными исходными принципами (достоверность знания, его полнота, верифицируемость (подтверждение гипотез) и т.д.), выполняет одни и те же функции, направленные на познание политической реальности. Однако она не обладает целостностью, а расчленяется на отдельные виды и разновидности в зависимости от того, какие – всеобщие, общенаучные или частные – методы она разрабатывает.
Если говорить конкретно о методах, используемых в политологии, то можно, опираясь на некоторые критерии, выделить основные группы методов. При этом наиболее важным основанием классификации является степень общности анализа объекта или сфера действия. В соответствии с этим критерием выделяют три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специальные.
Общенаучная группа методов, применяемая в различных отраслях научного знания, напрямую не связана с отдельным конкретным видом исследовательской работы и характером исследуемого объекта. В нее входят две подгруппы познавательных средств: логико-эвристических и философско-аксиологических. К логико-эвристическим общенаучным методам относятся такие хорошо известные всякой науке исследовательские приемы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, дескриптивно-конкретное описание и абстрактно-объяснительная интерпретация, наблюдение и эксперимент, диагноз и прогноз, верификация и фальсификация и т.д.
Что касается второй подгруппы, то в нее входят такие познавательные средства, которые непосредственно связаны с философско-мировоззренческими принципами и опираются на оценочно-аксиологические критерии. Так, политолог в своей исследовательской работе может быть сориентирован на методологические принципы диалектики или системного подхода, структурного функционализма или бихевиоризма, что является для исследователя определенной системой координат в виде оценочных критериев и принципов. Такого рода общенаучные философско-аксиологические познавательные средства лежат в основе концептуальных (познавательных) подходов, которые играют важную роль в формировании научных парадигм. Более подробно о них будет сказано в дальнейшем.
Особенность второй группы методов состоит в том, что входящие в нее познавательные приемы используются в основном в социально-гуманитарных дисциплинах. К ним относятся такие известные методы, как историко-сравнительные, синхронно-компаративные исследования, анализ документов и источников и др. В последнее время обществоведы широко используют пришедшие из психологии методы тестирования и шкалирования, из социологии – зондажи общественного мнения, из культурологии - изучение стереотипов, из лингвистики и семантики - анализ знаков и символов и т.д.
К третьей группе - специальных научных методов - относятся те приемы и способы познавательной деятельности, которые наработаны в рамках политической науки или, пройдя со временем существенную модификацию, превратились в специфический инструментарий политологии. Таковыми выступают, например, способы имитационного моделирования политических ситуаций с использованием теории игр, рейтинговые экспертные оценки политических лидеров со шкалированием или многомерно-статистический сравнительный анализ политических институтов с применением компьютерных расчетов.
Перечисленные группы методов составляют не только особые разновидности познавательных средств, но и отражают определенные методологические уровни исследования.
Существуют и другие основания для классификации методов, применяемых в политических исследованиях. Особо актуальным в последнее время стало деление методов политологии на качественные и количественные в силу того, что в современных условиях это разделение становится все более затруднительным. Примером такого затруднения являются современные компаративные политические исследования, охватывающие порой сотни сравниваемых объектов, которые проводятся с использованием как качественных методов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Как правило, большинство таких исследований, направлено на изучение проблем политического участия, деятельности политических лидеров и.т.д., что связано с исследованием сравнительно небольших по масштабу объектов (микросистемы). Однако все чаще появляются исследовательские проекты, в рамках которых объектами для сравнения выступают макросистемы (например, государства), обработка и анализ данных о которых требует привлечения математического аппарата, обобщения десятков национальных статистик.
Известно, что качественные методы возникли гораздо раньше количественных. Первые опираются на изучение и анализ качественных признаков и свойств политических объектов, а вторые – на их прямое или косвенное измерение, предполагающее использование символико-математической формализации и квантификации (количественной измеряемости). В ходе политологических исследований современных макросистем (объектов) все чаще требуется их сложная комбинация, как последовательное, так и параллельное использование.
Примером эффективного применения качественных и количественных методов в политологических исследований могут служить широко известные в научной среде сравнительные проекты К.Джанды («Политические партии, Транснациональный обзор», 1980 г.) и Т.Ванханена («Процесс демократизации: сравнительное исследование 147 государств», 1988 г.). В рамках первого проекта исследование охватило 158 партий из 53 стран, а второй проект был посвящен сравнительному анализу почти полутора сотни государств за период с 1980 по 1988 гг. Авторы обоих проектов на основе качественного анализа (выработка теоретического концепта политических институтов, формулировка необходимых рабочих дефиниций) создали условия для операционализации и квантификации исследуемых объектов.
Еще одним важным критерием классификации методов, используемых в политологии, является их функциональное предназначение. На его основе выделяются конкретно-эмпирические и абстрактно-теоретические исследовательские методы. К первым относятся такие приемы и способы сбора и обработки первичной социально-политической информации, как контент- и ивент-анализ, опрос, интервью, прямое наблюдение и другие. Ко вторым - формулировка теоретических гипотез, построение абстрактно-логических и математических моделей, выработка средств концептуализации и интерпретации, объяснения и конструирования и т.д. В исследовательской практике указанные группы методов непосредственно соотносятся с прикладными (первая группа) и фундаментальными (вторая группа) исследованиями политической действительности.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение