22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
Во всех дальнейших рассуждениях будем исходить из того, что геополитика как раздел теории международных отношений и мировой политики является теоретически упорядоченным представлением о путях и способах политической организации географического пространства. Для уточнения места и роли геополитики приведём общепринятую хронологию истории международных отношений в эпоху Модерна:
Вестфальская эпоха (XVII в.);
Венская эпоха (начало XIX в.);
Версальско-Вашингтонская эпоха (начало XX в.);
Ялтинско-Потсдамская эпоха (вторая половина XX в.);
Вашингтонско-Брюссельский порядок (с конца XX в. по настоящее время).
Зародившись на рубеже 2-й и 3-й эпох, геополитика пережила свой классический этап в 3-ю эпоху (в период между мировыми войнами). Отцом-основателем геополитики и её германской школы принято считать Ф. Ратцеля (1844-1904). Своё название геополитика получила от представителя той же германской школы Р. Челлена (1864-1922), который определял её как доктрину, рассматривающую государство в качестве географического организма или пространственного феномена.
По необходимости ограничимся пониманием места и роли России в европейской геополитике классического периода.
Представитель англо-саксонской геополитической школы Х. Макиндер (1861-1947) предложил влиятельную для своего времени концепцию «Хартленда» - осевой области истории, которая в различных вариантах занимает регион Центральной Азии: «Тот, кто правит в Восточной Европе, тот господствует над «Хартлендом»; тот, кто правит «Хартлендом», господствует над Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром». Если же учесть, что после территориальной экспансии России в Центральной Азии, после строительства Транссиба, а затем и Турксиба (в советское время) «Хартленд» оказался под контролем России-Евразии, то нейтрализовать или уничтожить Россию как основной центр силы, можно было, только лишив её контроля над «Хартлендом». Для этого Макиндер оставил две важнейших рекомендации: не допустить альянса России и Германии, всячески противодействовать союзническим связям России и арабских стран Ближнего Востока.
Противодействовать России должен был военно-политический блок стран Запада, первые наброски которого сделал Макиндер, которого можно считать предтечей НАТО.
Представитель германской геополитической школы К. Хаусхофер (1869-1946) остался в истории и теории геополитики как автор «континентального блока», ядром которого мыслил евразийский союз Германии и России. Его теория Большого пространства предусматривала не только геостратегическую ось Берлин-Москва-Токио, но в перспективе – подключение к этой оси Ирана, Китая и Индии.Формирование Большого (евразийского) пространства у Хаусхофера было развитием идей объединителя Германии О. фон Бисмарка, выступавшего за русско-германский союз, подпитывалось идеей расширения «жизненного пространства» германской нации через прокладку евразийского маршрута германской внешней политики (не обязательно, и не в первую очередь путём военной экспансии). Возможно, его вдохновлял позитивный опыт военно-политического сотрудничества Веймарской Германии и Советской России. Во всяком случае, пик геополитического влияния Хаусхофера на руководство III Рейха приходится на момент заключения Пакта Молотова-Риббентропа (1939).
Макиндер и Хаусхофер были знакомы с геополитическими концепциями друг друга, оба исходили из закона планетарного дуализма: извечной борьбы «держав суши» и «держав моря», талассократии (власть посредством моря) и теллурократии (власть посредством суши).
Но каждый из них по своему толковал упомянутый закон геополитического дуализма, у истоков которого стоял Ратцель, по-разному определяя место и роль России-Евразии в неизбежном столкновении англо-американской экспансии вдоль параллелей и восточно-азиатского противодействия в меридиональных направлениях.
Что касается собственно русской геополитики, то её развитие в классический период между двумя мировыми войнами воплотилось в теоретических трудах мощной исследовательской школы евразийцев – учёных из числа русской эмиграции, работавших в Зап. Европе, а затем в США. Отношение к ним было в СССР было сугубо враждебным, да и сам термин «геополитика» был табуирован, хотя не прерывалась идущая ещё из дореволюционных времён традиция изучения зарубежной и отечественной геополитики, например, в стенах Академии Генерального штаба русской (затем советской) армии. Однако, несмотря ни на что, И. Сталин, например, остается крупнейшим геополитиком-практиком 3-й и 4-й эпох международных отношений, создателем Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, обеспечившего баланс сил между противоположными социально-экономическими системами в период «холодной войны», хотя местные вооружённые конфликты продолжались с переменным успехом.
Подводя итоги наработкам геополитической мысли классического периода, приведём некоторые самые общие закономерности, не потерявшие своего значения до сих пор: контроль над пространством теряют те геополитические субъекты (государства, союзы государств), потенциал которых недостаточен не только для завоевания, но и удержания территории; потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим; стабильность и безопасность геополитического субъекта достигается некоторым оптимумом (не минимумом и не максимумом) подконтрольного пространства; порой, для получения неоспоримого преимущества геополитическому субъекту достаточно контролировать ключевые (геостратегические) точки пространства; до сих пор история подтверждает, что даже очень большая военно-экономическая мощь не позволяет контролировать бесконечно большие пространства.
Если последняя констатация говорит о тщетности претензий на мировое господство, то предыдущие, как бы тривиально они не выглядели, подтверждаются процессом и геополитическими последствиями развала СССР с одной стороны и закреплением доминирующих позиций Запада, открывшего эпоху Вашингтонско-Брюссельского консенсуса, что ознаменовало не просто завершение Ялтинско-Потсдамского мира, но и конец Вестфальской системы, понимаемой в широком плане как некоторое единство четырёх первых этапов развития системы международных отношений (по нашей схеме).
В текущем периоде международных отношений на Западе подготовлен ряд книг, в которых позиции современного атлантизма выражены вполне отчётливо. Назовём лишь некоторые, авторами которых являются З. Бжезинский и С. Тангреди, наследующих основные положения классической геополитики, и выражающих официальную позицию Госдепа США, в частности в отношении России1.
Тем временем в нашей стране наметился своеобразный бум в публикациях зарубежной и отечественной литературы по геополитике. Вышел ряд учебников, учебных пособий, работ классиков геополитики и хрестоматий, написанных с различных идейных позиций, но хорошо дополняющих друг друга2.
Справедливость требует отметить следующий важный момент: среди всех названных работ пионерский характер трудов А.Г. Дугина неоспорим, его «Основы геополитики» (1997) выдержали несколько изданий; на фоне его продукции некоторые книжки выглядят в чём-то вторичными. Тогда как работы А. Дугина верны духу и основным положениям зарубежной школы евразийцев, а главное – имеют солидный и оригинальный фундамент в его философии политики3.
Суть философии политики, её геополитической заострённости и актуальности, верность неоевразийца Дугина евразийской классике, чёткое разведение противников по линии евразийство – атлантизм хорошо передаёт авторская схема, которая, как и любая схема, улавливает лишь суть дела, но требует некоторого комментария.
Рис. 9. Расстановка партийно-политических сил в системе геополитических и политэкономических координат (по А. Дугину)1.
(1+2) Образцовый либерально-демократический комплекс Запада (американизм), торговый строй: левая (демократическая) политическая линия + правая (рыночная) экономика.
(2+3) Либерал-консерватизм: чисто правая идеологическая платформа (например, Царская Россия): рыночная экономика + право-консервативная политика.
(3+4) Национал-большевистская (евразийская) модель, русская форма консервативной революции: правая (консервативная) политическая линия + левая (социалистическая) экономика.
(4+1) Лево-акцентированный (социал-демократический) комплекс: социально-ориентированная экономика + левая (демократическая) политика.
Плюрализм идеологических мнений о геополитической ситуации, в которой была ввергнута Россия после развала СССР, действительно велик и определяется в нашей стране плюрализмом партийно-политических сил, традиция которых отражает особенности российского геополитического мышления. Здесь уместно отметить, что лишь российские либералы-западники на своём пути приспособления к доминированию атлантистов в Евразии (а значит и в России) не преуспели в создании сколь-нибудь значительных работ по геополитике. Тактика замалчивания обильной продукции геополитического характера обречена на провал, собственная мысль отсутствует вовсе, а то немногое, что есть – сводится к апологетике европоцентризма и атлантизма в духе Р. Пайпса, К. Грея, П. Кеннеди и Г. Киссенджера. Остаётся отыскивать «положительный» смысл в последствиях геополитической катастрофы СССР, делить своих противников из числа тех, кто озабочен сохранением целостности России, на «респектабельных» и «вульгарных», порой включая в число последних не только А. Дугина, но и З. Бжезинского. В общем действовать по мазохистской схеме – «чем хуже – тем лучше».
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение