logo search
Политология

23.1. Понятие политического менеджмента

Политика как система деятельности предполагает взаимодействие различных субъектов, обладающих влиянием на политическую жизнь и политическую власть. Этими влияниями одних субъектов политики на других, на отношения, складывающиеся между субъектами политики можно в определенной степени управлять. Разумеется, такое управление чрезвычайно сложно. Политика наполнена действиями и взаимодействиями множества субъектов, вступающих в общественные отношения. Она сочетает как спонтанные, неподдающиеся или частично поддающиеся регулирующему воздействию, так и управляемые рационализированные процессы. Политическая власть в союзе со специалистами-политологами стремится познать возможности воздействия на эти процессы и выработать методы, приемы, средства политического управления (менеджмента).

Термин «менеджмент» (от англ. management, manage – управлять) чаще всего применяется к обозначению системы управления на крупных предприятиях, производствах, концернах. Но в научном языке западной политической науки утвердилось постепенно понятия «государственный» и «политический менеджмент», которые перешли и в российский политический лексикон. Ранее употреблялось понятие «политическое управление», связываемое, как правило, с деятельностью государства. Так, известный политолог С.С. Андреев определял политическое управление как «воздействие субъекта политики посредством государства на политические отношения в интересах господствующего класса»1.

В западных странах получила развитие теория административно-государственного управления. Один из известных политологов Вудро Вильсон, ставший позднее Президентом США, положил начало разработке этой теории в книге «Изучение администрирования».

В университетах и специальных учебных заведениях долгое время преподается курс «паблик администрейшен» (public administration), в том числе дисциплины государственное управление, муниципальное управление, антикризисное управление, стратегический менеджмент и др. Впервые термин «public administrative management» был использован в программе республиканской партии США в 1986 г.1 В России введена специальность «государственное и муниципальное управление», а с недавнего времени в некоторых вузах и в системе повышения квалификации преподается курс public administration.

В этой связи возникает необходимость уточнения понятий курса политического менеджмента. Понятие «государственный менеджмент» частично совпадает с понятием "политическое управление». Однако по охвату объекта управления оно шире понятия «государственный менеджмент», поскольку включает в себя уровни международного и общенационального мастаба вплоть до взаимодействия территориальных государственных органов с муниципальными органами и хозяйствующими субъектами. Политический менеджмент включая в себя и административно-государственное управление (государственный менеджмент), предполагает учет баланса политических и социальных сил на всех уровнях, необходимость поддержания определенного равновесия, стабильности в обществе, нормальной ситуации внутри государственного аппарата.

Понятие «политический менеджмент» соотносится уже не только с управлением со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики. Это понятие стали широко применять по мере развития рыночных отношений, внедрением в политику и государственное управление методов, понятий, технологий, применяемых в менеджменте организаций, в бизнесе. Такие понятия, как, например, «политический рынок», «политическая конкуренция», «административная эффективность», «стандарты государственных услуг» и др. нашли широкое распространение в сфере политики.

Понятие «политический менеджмент» -это набор стратегий, методов, средств, применяемых для практического влияния определенного субъекта политики (государства, партии, общественного объединения, лоббиста) на политический процесс (политическое лидерство, конфликты, принятие решений). Если понятия «политическое управление», «государственный менеджмент» ассоциируются с государством, правительственной политикой, то политический менеджмент отражает также управляющее воздействие других субъектов политики на избирательный, законодательный, парламентский процессы, партийное строительство, политическое лидерство.

Политический менеджмент на Западе получил структурированную институционализацию в системе формальных и неформальных правил, часть которых закрепляется в нормах права, договорах, а также в корпоративных кодексах политтехнологов, уставах и программах партий, в методиках, технологиях, обычаях. Постепенно политический менеджмент получил распространение и в России. Например, для решения определенных задач создаются своеобразные «команды» политического менеджмента, в который входят действующие политики, эксперты, политтехнологи, консультанты, психологи, юристы, социологи и другие специалисты, активисты партий и движений. Этими командами руководят опытные политические менеджеры, выполняющие руководство коллективом, решающим серьезные политические задачи, начиная от разработки государственных целевых программ, программ политических партий до их реализации на практике в масштабах, как всего государства, так и региона.