logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

2.2.3. Политические учения Средневековья

В Средние века развитие политического знания происходило под непосредственным влиянием христианской религии, которая сформулировала и защищала теократическую концепцию государства. В соответствии с этой концепцией верховная власть должна принадлежать церкви, которой подчиняется власть светская. Человек, таким образом, становится гражданином двух миров: первый регулирует собой отношения человека с Богом, а второй — взаимоотношения людей друг с другом. При этом главная роль отводится первому миру, поскольку именно здесь раскрывается смысл человеческой жизни. Отсюда центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения в земной жизни. Политические учения Средневековья кладут в основание эту идею и рассматривают проблему власти, определяя власть как воплощение в жизнь божьего промысла.

Наиболее развитую концепцию политики один из самых авторитетных мыслителей христианства — Аврелий Августин (354—430) сформулировал в своем знаменитом трактате «О граде Божьем». В этом трактате Августин говорит о борьбе двух царств (градов) — Божьего и земного. Под двумя градами Августин понимает не политические образования, а духовно-нравственные общности, различающиеся своим отношением к Богу. Град Божий составляют люди, которые своей любовью к Богу заслужили спасение, а град земной объединяет людей алчных, самолюбивых, забывших о Боге. Зримым представителем Божьего града на земле выступает церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви.

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство — это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды и есть господство силы. Только Божье государство обладает истиной, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.

Августин подчеркивает временный, преходящий характер государственной власти, которая допущена Богом для того, чтобы исправить человека, оказавшегося в падшем состоянии. И так как государственная власть существует, ее следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться же следует таким абсолютным благом, выразителем которого в земной жизни является христианская церковь.

В результате своих рассуждений о государстве и власти Августин приходит к выводу о раздельном, и независимом существовании двух властей в государстве — духовной и светской.

Идеи Августина о месте и роли государства были конкретизированы и развиты в трудах другого крупнейшего христианского мыслителя — Фомы Аквинского (1225—1274). Его политические воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О королевской власти», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, учит Фома Аквинский, ибо индивид не способен в одиночку удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникает политическая общность людей (государство). Целью этой общности является общее благо, создание условий для достойной, разумной жизни. По этой причине в государстве человеческие законы (право) не должны противоречить естественным, природным. Если в природе Богом построена определенная иерархия и на ее вершину помещен человек, то и в сообществе людей должны существовать сословия, выполняющие различные социальные функции и занимающие соответствующее положение в обществе. Политические функции должны выполнять те сословия, которые по божественному замыслу призваны управлять государством. Такой порядок заведен Богом. Таким образом, по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому власть — неизменно добро и благо. Конкретные же формы и способы ее реализации определяются самими людьми, а потому могут иногда оказаться дурными и несправедливыми. Для того чтобы избежать произвола и насилия, Фома считал необходимым подчинение власти светской власти духовной, т. е. власти церкви.

Вместе с тем, продолжая свои размышления о природе государства, Фома Аквинский обосновывает необходимость возникновения государства рациональными аргументами. Жизнь в социальной общности естественна для людей, рассуждает он. Однако всякое сообщество выполняет определенные цели и после реализации этих целей оно может обойтись без гегемонии. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом, и таким руководителем становится государство. Главное предназначение государства, по мысли Аквината, вести сообщество людей к начертанной Богом цели — спасению человеческих душ.

Фома Аквинский при решении вопроса, какая форма правления — наилучшая, также предлагает исходить из представлений о небесной иерархии. Поскольку низшее должно подчиняться высшему, то лучшей формой власти является монархия. Однако добро проистекает от Бога и касается всех людей. Следовательно, лучше, чтобы все принимали какое-либо участие во власти. Такое устройство возможно, когда монарх стоит на вершине власти, под ним находятся аристократы, а если есть необходимость, то правители избираются из всех на основе добродетели.

Власть монарха, по мнению Аквината, должна быть ограничена законами. Закон есть мера действий, которой кто-либо понуждается к действию или воздерживается от него. Для человеческого действия мерой служит цель, содержанием которой выступает блаженство, а поскольку человек — часть государства, то закон имеет в виду общее благо.

С окончанием эпохи Средневековья религия перестает быть идейной основой политики, а религиозная концепция политики соответственно перестает быть господствующей. Христианство — преобразило европейскую культуру, но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении придатка религии.