logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире

В древности народы черпали свои первые политические идеи из мифологических представлений о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний.

Политические учения впервые возникли в рабовладельческих государствах Китая, Индии, Египта и Междуречья. Эти государства образовывались и укреплялись из потребности организации больших масс людей для жизненно важных хозяйственных работ. И это понятно — ведь только сильная и четко отлаженная власть способна организовать труд большого количества людей и поддерживать достигнутое в результате благосостояние государства. В связи с этим вопросы политики в древних обществах длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, что надлежит делать, чтобы укрепить и обеспечить процветание страны. Тем самым власть получала возможность управления обществом не только с помощью средств убеждения и религии, но и в необходимых случаях посредством угроз и насилия.

В Древней Индии, чтобы облегчить управление обществом, была создана система разделения людей по варнам. Члены трех высших варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы и ремесленники) считались полноправными членами общества. У них в подчинении находились члены низшей варны — шудры. Такое, положение было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а другой трактат, «Артхашастра», обосновал идею сильной царской власти, основывающейся на соображениях государственной пользы. Главная мировоззренческая идея обоих трактатов заключалась в утверждении, что существующий общественный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах изменить изначально установленное свыше и обязан с этим смириться. Любая попытка нарушить естественный ход событий повлечет соответствующую кару.

В Древнем Китае главной политико-этической доктриной было конфуцианство. Учение Конфуция изложено в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Здесь Конфуций обосновывает свою патриархально-патерналистскую концепцию государства: государство — большая семья, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом.

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Поэтому управлять государством должны благородные мужи во главе с «Сыном Неба» — обожествленным правителем. Эти совершенномудрые правители от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Искусство управления заключается в том, чтобы чиновниками назначались люди, способные приносить наибольшую пользу государству. Взаимоотношения власти и общества должны строиться на ненасильственных методах управления императора (отца) своими подданными (почтительными сыновьями).

В целом политическая мысль Древнего Востока развивалась в русле постоянного укрепления единоличной власти, максимальной централизации всех сфер жизни общества. Она внушала людям идею божественного происхождения правителя и беспрекословного подчинения ему.