19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
Функции конфликта. Конфликт является неустранимым свойством социальной действительности, вытекающий из присущей ей внутренней противоречивости. Конфликт может быть функционален, так и дисфункционален для социальной системы: он может стать стимулятором прогрессивных социальных изменений или привести к дестабилизации общества, вплоть до его распада.
Возникновение политических конфликтов в обществе – это сигнал о существование в обществе назревших, но решаемых властными структурами проблем. Проявления политического конфликта в форме обострения социально-политической напряженности, активизации действий оппозиционных сил позволяют обнаружить противоположность интересов социальных субъектов.
Конфликт способствует не только осознанию индивидами и группами своих интересов, вынуждает четко формулировать свои требования, но и ускоряет процесс социальной и политической идентификации – осознание и соотнесения себя с определенными социальными группами и политическими силами. Группы индивидов объединяются на основе общих интересов и ценностей в определенные политические общности (партии, общественные организации, сторонников и избирателей определенных партий). Накапливается опыт борьбы за свои интересы, формируются политические силы, способные к выработке и реализации проектов общественного развития.
Деструктивные тенденции конфликта преобладают в недемократических обществах, в которых игнорируются или подавляются интересы социально-политических сил, чьи требования идут вразрез с существующим политическим режимом. Накопившееся социальное недовольство, не находя легального выхода, прорывается в форме разрушительных конфликтов (революции, гражданские войны), которые отбрасывают общество далеко назад в своем развитии.
Демократические общества создают условия и механизмы для учета и согласования интересов: свобода слова и печати, уличных шествий и демонстраций, демократические выборы, борьба партийных фракций в парламенте. Существует известное выражение: чем больше депутаты конфликтуют в парламенте, а журналисты – на страницах газет, тем меньше избиратели и читатели борются друг с другом на улицах и площадях.
Конфликт, протекающий в правовых рамках, становится нормальной формой разрешения общественных противоречий. Поэтому в демократических государствах политические конфликты из фактора дестабилизации общества превращаются в факторы стабилизации этой системы, обеспечивая относительное равновесие интересов различных социально-политических сил, создавая условия для гражданского мира.
Обнаруживая существующие противоречия и проблемы, политические конфликты влекут за собой изменения в обществе. Если конфликтующие стороны оказываются в состоянии добиться взаимоприемлемого урегулирования конфликта, не доводя его до взаимного уничтожения или подавления одной из сторон конфликта, происходит прогрессивное развитие общества. В целях урегулирования конфликтов формируются новые государственные институты, принимаются новые законы, происходит обновление политических элит. Именно в данном аспекте политические конфликты могут рассматриваться как необходимые регуляторы общественного развития, позволяющие общественно-политической системе перейти к более прогрессивным формам развития.
Понимание того, что политические конфликты неизбежны и способны выполнять позитивные функции в обществе позволяет перейти к выводам, что в интересах государственной власти стремится к урегулированию конфликтов, а не их подавлению.
Необходимыми составляющими механизма урегулирование конфликтов являются – институционализация, легитимизация и редукция конфликта.
Институционализация конфликта предполагает выработку системы формальных правил и юридических механизмов, регулирующих поведение сторон в конфликте. Это ведет к упорядочиванию требований сторон, локализует конфликт в определенные границы, повышает управляемость конфликтом. Неинституционализированный конфликт характеризуется непредсказуемостью и в большинстве случаев представляет собой неподдающийся мирному воздействию со стороны управляющих структур взрыв социального недовольства.
Следующая составляющая урегулирования конфликта – легитимность законов и договоренностей, норм и правил, на основе которых осуществляется институционализация конфликта. Вряд ли возможно урегулирование конфликта на основе норм и процедур, которые рассматриваются одной из сторон взаимодействия как несправедливые. В свою очередь, чем шире поддержка действующих законов и норм, тем эффективнее урегулирование конфликта, и тем выше способность управляющих структур к применению санкций для выполнения договоренностей.
Таблица 3. Функции конфликта
Конструктивные функции
Сигнализирует о наличие проблемы
Вынуждает конфликтующие стороны к обмену информацией о причинах конфликта и путях выхода из него.
Способствует структурированию политических сил, что облегчает урегулирование конфликта.
Взаимоприемлемое урегулирование конфликта способствует снижению социальной напряженности в обществе.
Обновление общества через разрешение социальных противоречий
|
Деструктивные функции
Разрушение социальных связей, дестабилизация общества.
Наносит материальный и моральный ущерб участникам конфликта, вплоть до гибели значительного количества людей
Возникновение конфликтов в период инновационных реформ в обществе дискредитирует новые идеи и модели поведения |
В обеспечении механизмов институционализация и легитимизации конфликтов одна из главных ролей принадлежит государству. Государство как посредник и гарант должно обеспечивать равные возможности для согласования конфликтующих интересов, понятные и стабильные правила «игры». Эффективность, действенность провозглашаемых государством норм и правил находится в прямой зависимости от степени легитимности существующего режима.
Следующий важный элемент урегулирования конфликта – его редукция, т.е. последовательное ослабление конфликта за счет перевода на другой уровень. Американский политолог М. Амстутц рассматривает динамику конфликта как движение по следующим стадиям: напряженность – несогласие – соперничество – спор – враждебность – агрессивность – насилие – война. Соответственно редукция конфликта предполагает последовательное движение в обратном направлении.
Применяются и другие варианты редукции конфликта, самым простым их которых является переход по следующим состояниям конфликтности: противник – соперник – сотрудник – партнер – союзник – друг.
Наиболее благоприятные условия урегулирования конфликтов возникают в демократическом обществе при всеобщей распространенности норм терпимости, гражданственности, стремления к общественному консенсусу. Отсутствие в нашей стране традиций ненасильственного достижения гражданского мира, неразвитость культуры договорных отношений оказывают негативное воздействие на процесс урегулирования конфликтов. Рецидивы конфронтационной культуры дают о себе знать в применении военной силы для разрешения политических конфликтов. Отрицательный опыт подобных действий имеет и некоторые позитивные аспекты: в обществе сформировалась крайне негативное отношение к применению силовых методов для разрешения конфликтов.
Социальное согласие очень медленно и трудно внедряется в практику общественных отношений. Оно предполагает наличие развитого гражданского общества, правового государства, толерантной политической культуры, наличие политической воли элитных групп к реализации общенациональных задач и учету интересов массовых социальных групп в государственной политике.
Движение страны по пути демократии и согласия – длительный и непростой процесс. Необходимо вырабатывать пути и механизмы взаимодействия власти и общества.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение