18.4. Особенности политической модернизации России
Политическое развитие России на протяжении веков отличалось тремя существенными особенностями. Первая из них – решающая роль государства в реформировании всей общественной системы. Ускоренное, догоняющее развитие осуществлялось исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов. Таковыми были и реформы Петра 1, и индустриализация при Сталине.
Вторая особенность – раскол российской культуры, начало которому положили реформы Петра 1, на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, в значительной степени искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов. Попытка создать европейскую культуру на русской почве привела к ценностному разъединению и отсутствию сплоченности российского общества. В результате традиционным стало отсутствие культуры «диалога» между элитой и основной массой населения.
Третья особенность – последовательная смена реформ и контрреформ. Причем глубина и серьезность попыток реформ увеличивала вероятность контрреформ. Наиболее характерный пример дают реформы, начатые в 1860-х годах прошлого века, когда было ликвидировано крепостное право, введено местное самоуправление (земства), создана новая судебная система, появилась эффективная система образования, возникли конкурирующие органы печати. Все это стало реальной основой для рационализации общественных отношений, что было не только прервано, но и повернуто вспять в 1917 году.
Означает ли это, что такая же участь постигнет современную попытку осуществить политическую модернизацию, целью которой является создание открытой политической системы, способной эффективно реагировать на новые экономические и социальные потребности общества?
Политическая модернизация современной России усложняется наложением друг на друга процессов смены политического режима и измение общественного строя. Политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка, сформировался средний класс. В результате одновременно решаются две проблемы: изменение старой политической системы и проведение экономической реформы, причем выбран путь быстрой, радикальной и болезненной для большинства общества модернизации.
Эта специфика проявляется в двойственном характере российской модернизации: с одной стороны, очевидно расширение включения в политическую жизнь различных групп и слоев общества, с другой, - методы модернизации со стороны руководства страны носят авторитарный характер, несвойственный процессу модернизации. Отсюда неясны до конца его перспективы, либо возьмет вверх демократия, либо авторитаризм? Фигура Президента РФ(его происхождение, потенциал) тоже являет собой проявление этой двойственности.
Перспективы политической модернизации России будут определяться способностью государства и общества сформировать демократическую и одновременно эффективную систему государственного управления и «вдохнуть», образно говоря, в нее политическую волю, способную решать задачи не в интересах олигархии, а в интересах большинства россиян.
Системы высших органов государственной власти современной России по содержанию должна выражать интересы большинства народа. Для этого запущен механизм парламентаризма, вводятся пропорциональные выборы в Государственную Думу РФ и смешанные в законодательные собрания субъектов Российской Федерации.
Данная структура органов государственной власти в определенной мере оправдала себя на переходном этапе реформ. После принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года в стране не было политических кризисов, подобных августовскому путчу 1991 года и противостоянию исполнительной и законодательной власти в октябре 1993.
Однако, чтобы закрепить и укоренить политическую модернизацию в жизнь необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия общества и государства в России. Один из идеологов современной российской модернизации, заместитель руководителя Администрации Президента РФ В. Сурков подчеркнул, что «выстроенная за последние годы политическая система скреплена на скорую административную руку, пусть и довольно сильную, но это ведь все временное, так сказать штопка». Главной основой устойчивой демократии он назвал сбережение народа 1.
Какие недостатки в деятельности органов власти выглядят наиболее очевидными?
Во-первых, непрочная устойчивость самой структуры высших органов из-за отсутствия жесткого цикла президентской власти, во-вторых, слабость законодательной власти в лице Совета Федерации Государственной Думы РФ , а также большинства региональных законодательных собраний. В-третьих, избыточная, неподкрепленная ответственностью власть Президента РФ, в-четвертых, ослабленная роль Председателя Правительства, в-пятых,-недостаточная преемственность в высших органах власти из-за одинаковых сроков полномочий. В-шестых, асимметричность российского федерализма, усугубляемая социально-экономической неравномерностью развития регионов России. Разрешение многих этих проблем лежит в плоскости изменения Конституции РФ.
События на Северном Кавказе и особенно захват террористами школы в Беслане 1 сенятября 2004 года заставили Президента Российской Федерации В.В. Путина пойти на ряд очень серьезных реформ в государственном управлении. Предложения главы государства вызвали неоднозначную оценку политологов, политиков и общества в целом, но большинство россиян поддержали Президента. Они справедливо считают, что сила государства, прежде всего, в компетентности, политической воле и поддержке со стороны общества. Все эти факторы нашли отражение в предлагаемой реформе политической системы страны.
Одной их решаемых проблем является создание министерства регионального развития, которое, несомненно, добавит государственной власти так необходимой компетентности в территориальном управлении. Понятно, что корни сепаратизма и терроризма растут из несовершенства региональной и национальной политики, и если ею профессионально заниматься, многие региональные проблемы будут решаться более цивилизованно.
Новая форма избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации Законодательными Собраниями тоже будет способствовать укреплению политической воли государства, снизит зависимость региональной власти от олигархических структур. Укрепление исполнительной вертикали власти поможет в перспективе оптимизации административно-территориального деления страны. Кроме того, выборы руководителей исполнительной власти законодательными органами повысят авторитет, ответственность депутатского корпуса, – а значит и избирателей на местах.
Пропорциональные выборы депутатов Государственной Думы РФ и смешанные – законодателей субъектов РФ будут способствовать формированию общенациональных политических партий. Партийная структуризация общества, в свою очередь, упрочит его связи с государством, поможет сформироваться единой политической системе страны и гражданскому общероссийскому обществу.
В этом направлении может успешно функционировать новый для Российской Федерации институт – Общественную палату, которая призвана обеспечить широкий диалог между властью и обществом посредством подробного обсужденния гражданских инициатив.
Обращаясь с посланием к Федеральному Собранию в апреле 2005 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «…для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей» 1.
Говоря о перспективах политической модернизации в России, следует иметь в виду, что они будут определяться способностью политического режима решать следующие задачи:
-создание открытой социальной структуры путем преодоления существующего территориального, профессионального, этнического и особенно социального расслоения людей;
-формирование институтов, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;
-создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать альтернативой традиционному бюрократическому централизму.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение