logo search
Политология

20.2. Методы политического прогнозирования

В прогнозировании и предвидении используются различные методы. Диагноз как метод социального предвидения требует выявление главной тенденции развития явления; определение перспективы социального процесса; установление их генеральных направлений, характерных для состояния и динамики общества. В качестве примера можно привести высказывание Т.И. Заславской, которая утверждает, что независимо от цен на нефть, жизнь, которой мы живем, продлится максимум 15 лет. "Система, которая сейчас сформировалась, относительно стабильна, но обладает слишком малым потенциалом и перевернется, как матрешка"1.

И это важно учитывать при нашем еще индустриальном уровне переходной экономики, когда она опирается на науку о механике, а в условиях глобализации страны "золотого миллиарда" переходят к новым научным концепциям – более гибким, открытым, включающим в себя понятия изменчивости, случайности и неопределенности. Учет бифуркации важен для сохраннения научного подхода, чтобы быть готовыми к любым изменениям в выживании нашей страны в глобализирующемся мире. Наша страна может столкнуться с потрясениями общественных основ, всякого рода разрушениями, массовой миграцией населения. Такие процессы наблюдались в связи с переходом аграрного общества к индустриальной цивилизации. Современный мир подошел к похожему периоду, когда при переходе от индустриального общества "второй волны" может произойти взрыв насилия. Вот почему предвосхищение возможных угроз и своевременное реагирование на них позволит свести к минимуму потери нашего общества. И в этом историческая и моральная ответственность политических лидеров, политической власти и всех ученых, определяющих пути развития России.

Процесс социального предвидения базируется на учете характерных индикаторов, указывающих на назревание качественных перемен в обществе. Уместно привести неудачный опыт социального прогнозирования развития общественного транспорта в Москве 1880 г., который не учел основные тенденции в развитии электрических приборов, вызвавших переворот во всем народном хозяйстве.

Социальное предвидение должно базироваться на оптимальном сочетании рационального и интуитивного, чувственного, в котором рационализм играет ведущую роль, исключая буйную фантазию и маниловские мечтания. Кроме того, в социальном предвидении не должно быть место абсолютизации каких-либо выводов, их противопоставления. Поэтому социальное предвидение должно базироваться на максимально полной информации как прямо, так и косвенно касающейся будущего явления или процесса1.

Здесь особую роль играют инструментарии прогнозирования, под которыми понимают систему организационно-технических элементов, обеспечивающих высокое качество прогноза: анкетирование, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения, специальные системы предсказания, сбор и обработка информации.

Политическое прогнозирование включает систему поэтапных действий:

-структурный анализ политической системы, выделение ее компонентов, определение характера связей, зависимостей между ними;

-выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;

-выявление основных тенденций, направлений развития действующих в системе процессов;

-экстраполяция(мысленное продолжение в будущее) этих процессов;

-синтез этих траекторий в их взаимодействии;

-составление комплексного прогноза развития политической системы.

Особая роль в социальном предвидении принадлежит интуиции. Интуиция (от лат.intuor- пристально, внимательно смотреть) – способность к непосредственному постижению истины без обоснования с помощью доказательств. На рубеже ХIХ - ХХ вв. возникла теория интуитивизма, которая долгое время господствовала в Европе и в России. Согласно данной теории, интуиция иррациональна и противостоит разуму. Однако философы в России В.Ф. Асмус, С.Л.Франк, психологи Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.Н.Леонтьев, социологи Э.А.Араб-Оглы, В.И. Бестужев-Лада и др. полагали возможным сочетать интеллектуальное мышление и интуицию и видели в последней одно из средств научного познания. Такое понимание интуиции в целом характерно и для современных представлений о ней.

В каких формах проявляется интуиция? Прежде всего в форме чувств, т.е. на основе иррациональной, когда человек следует "внутреннему голосу". Другая форма – это интеллектуальная интуиция, которая базируется на огромном количестве информации (например, Д.И.Менделеев сделал открытие своей таблицы во сне). Однако этот метод нельзя переносить с анализа одного ряда, на другой ряд явлений. В случае, если интуиция не будет опираться на информационную базу, она может стать видом прожектерства. Фактор интуиции имеет место в различных сферах человеческой деятельности, и прежде всего в политике, когда политический руководитель при принятии политических решений тактического или стратегического плана опирается на интуицию.

Социологи в социальном прогнозировании видят конкретный механизм отслеживания календарных количественных оценок, например, прогноз ожидаемого количества преступлений в следующем календарном году. Планирование до определенной степени является и прогнозированием, но не наоборот. Известный отечественный социолог Ж.Т. Тощенко определяет социальное прогнозирование как определенное вероятностное развитие и выбор наиболее приемлемого, оптимального решения, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию (1998).

Таким образом, социальное прогнозирование – это определение альтернативы из множества вариантов решения проблемы. В чем особенности социального прогнозирования? Прежде всего в том, что формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер (множество вариантов), не обладает директивным характером, в обеспечении прогнозирования опирается на специфические методы: экстраполяцию, моделирование, проведение экспериментов. Политическое прогнозирование – это процесс научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определения конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях существующей действительности.

По срокам прогнозы делятся на оперативные ( до 1 месяца), краткосрочные (до 5лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). С увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается.

Метод экстраполяций исторически стал одним из первых методов, широко использовавшийся в политическом и социальном прогнозировании. Его суть в том, что выводы, полученные из наблюдений над политическими феноменами и процессами, длящимися во времени и пространстве, распространяются на другую часть этого рода явлений, зная их цепь прошлых и настоящих событий. В основе метода эстраполяции лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций, причинных факторов предыдущего периода развития политических субъектов преемственно сохраняется и в будущем периоде, что новые технологические и социальные изменения будут входить в практику, в жизнь относительно равномерно, без больших скачков, шоковых перестроек. Поэтому использование этого метода определяется степенью политической стабильности политической системы.

Метод экспертных оценок широко используется в прогнозировании, он призван дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Метод экспертной оценки производится специалистами, опыт и знания которых в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза.

Мнение экспертов выявляется из аналитических записок и заседаний "круглых столов" с целью их согласования и выработки обоснованного решения. Групповая деятельность и деловые игры по принятым в этой группе правилам в рамках разработанного сценария позволяют получить специальные экспертные оценки, призванные дать объективную характеристику качественных и количесвенных сторон объекта прогнозирования. С позиций данного метода, социальный прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

В качестве метода экспертных оценок используют "метод Дельфи", или "метод дельфийского оракула". Он предусматривает сложную процедуру получения и обработки ответов. Большую роль в социально-политическом прогнозировании играет эффект Эдипа, т.е. возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения и угрозы.

Построение графика преступлений может привести к выводу о неотвратимости их роста, о вовлеченности в преступную жизнь все большего количества населения. Однако именно осознание и понимание такой перспективы приводит к тому, что общество сосредотачивается на этом явлении и принимает меры, чтобы данный прогноз не состоялся. Таким образом, прогнозы обладают способностью к самореализации, но только в том случае, если смыкаются в единую цепь потребности и интересы людей на уровне как общественной, производственной, так и их личной жизни.

В числе методов, применяемых в социально-политическом прогнозировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. Метод сценариев используют для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу, устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, могут шаг за шагом развертываться варианты будущего состояния объекта исследования. Ценность данного метода состоит в том, что он позволяет определить перспективы развития основной линии, выявить решающие факторы развития и критерии оценки уровней достижения цели.

Кроме того, используются прогнозные графы, которые могут быть ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т.д. Совместно с деревом целей они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

В социально-политическом прогнозировании широко используется метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. В его рамках знания о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта. Задача выбора оптимального варианта перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение.

Под прогнозом в науке понимается вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем либо об альтернативных путях и сроках его осуществления. Общенаучные требования к любым прогнозам, в том числе к политическим, - теоретическая и эмпирическая обоснованность, системность, адекватность, комплексность, верифицируемость – вытекают из природы научного знания.

В политическом прогнозировании как области теоретико-прикладного знания реализуется превентивное сознание субъектов политической системы, участвующих в политическом процессе в качестве движущей силы политических изменений в обществе. Их совокупная деятельность в форме социальных общностей, общественных организаций и групп по реализации определенных политических целей направлена на осуществление политических решений. Поэтому особую роль в политическом процессе играет психологический фактор, поскольку власть и властные отношения содержат в себе в качестве сущностной составляющей межличностные взаимодействия.

Все названные методы служат для реализации вариантов будущего, в том числе и планирования, которое охватывает все полотно социальной жизни на всех уровнях общественной организации.

Зарождение концепции планирования развития общества на основе прогнозов было связано с появлением в начале ХХ в. альтернативного подхода к будущему (В.А. Базаров). В 40-х гг. француз Б. де Жувенель, Д.Белл и ряд других западных футурологов предложили концепцию "технологического прогнозирования", отвечающих на вопрос не "что будет?", а "что может произойти при неблагоприятных тенденциях и что надо сделать, чтобы произошло возможно более желательное?" Это был по сути проблемно-целевой подход, позволявший на практике экстраполировать в будущее картину назревающих проблем.

Немецким социологом О. Флехтхеймом предложенная, в 1943 г. "философия будущего" была призвана дать социальное видение вопреки идеологии и утопиям. В недрах мощного переструктурирования властных взаимосвязей, подобного смещению тектонических пластов во время землетрясения, зарождается один из наиболее редких феноменов человеческой истории: кардинальное изменение самой природы власти. Изменение властной структуры О. Тоффлер ставит в один ряд с другими принципиальными изменениями – возникновением нового способа создания общественного богатства, изменением функций социальных институтов, установлением нового образа жизни.

Сформировавшееся в индустриальную эпоху национальное государство оказывается в "двойных тисках" – одни силы стремятся низвести политическую власть государства на уровень региональных институтов и групп, другие пытаются передать власть наднациональным органам. Новые экономические и глобальные проблемы и новая техника коммуникаций способствуют дальнейшему ослаблению национального государства. Транснациональные концерны бросают вызов национальным государствам, осуществляя перенос капитала и рабочей силы, поглощая национальные менеджеральные элиты, бесконтрольно воздействуя на окружающую среду.

Кризис политических институтов индустриального общества характеризуется как "кризис представительной демократии". Кризис политической власти в 60-е гг. отражает глубокие структурные проблемы, которые не может решить ни один президент в рамках существующего порядка. Однако утрата правящими элитами контроля над ходом событий не означает, что власть перешла к другим общественным группам – она все больше руководствуется случайностью.

Проблема прогнозирования политических реформ остро поставила вопрос в России о предвидении перехода к новой системе централизации и расширении прав регионов с учетом последствий социально-экономических и политических преобразований. Эпоха слепого копирования западных политических технологий отходит в прошлое. Необходимо критически переосмыслить зарубежный опыт в области прикладных исследований политики, адаптации и использования прогнозных методик и техник применительно к особенностям отечественной политической и социокультурной "почвы".

Реорганизуемая политическая система России, отвергая устоявшиеся институты и принципы функционирования, становится на путь невиданных новаций: рождаются новые политические силы, создаются общественные движения и политические партии, нарождается новая политическая элита. Все эти социально-политические процессы требуют теоретического осмысления, научного политического прогнозирования и политического проектирования для их демократического развития. Реалии современной России объективно требуют усиления роли превентивного сознания субъектов политики в обеспечении научного прогнозирования развития общества в ХХI в. Поэтому установление полной и подлинной гласности с гарантией ее конструктивности, ненаказуемости, недопущения своекорыстных имитаций гласности является объективным условием научности прогнозов. Отсюда вытекают основные требования к технологиям политического прогнозирования.

Что касается превентивного сознания субъектов власти, то важно выделить способность к интеграции, обработке и анализу разноплановой, разнокачественной информации. С помощью информации можно из множества альтернатив и вероятностей выбрать модель политического процесса, которая наиболее адекватно будет отражать реальность. Реальная практика политического анализа и прогнозирования демонстрирует невозможность получения достоверных и обоснованных прогнозов путем изолированного рассмотрения политических процессов и ситуаций. Поэтому возникает потребность обращения к прогнозно-аналитической методологии, технологически ориентированной на междисциплинарный подход, процедурно нацеленный на эффективное взаимодействие экспертов самого разного профиля.

Центральным звеном политического процесса выступает политическое решение – выбор альтернативы будущего действия, направленного на достижение политических целей, организацию деятельности объектов политического управления. Решение принимается на основе достоверной информации и носит директивный характер. Будучи ведущим инструментом управления, политическое решение выступает как средство реализации власти, ее сохранения и воспроизводства и как таковое синтезирует в себе политическую волю, потребности и интересы. Политический процесс в целом может быть представлен как совокупность взаимодействий субъектов политики по поводу принятия и реализации политических решений. Политические решения, по сути, выступают как средство преобразования требований в приемлемые для всего общества методы социального регулирования посредством власти. Сущностной чертой прогнозирования политических процессов является прогнозно-аналитические методологические принципы, определяющие инструментарий процесса принятия и реализации политического решения.

Другой важной особенностью политического прогнозирования является "парадокс" самоосуществления и самоопровержения. Большинство политических прогнозов в большей или меньшей мере воздействуют на поведение политической системы. Превентивно недостоверный обнародованный, прогноз центральной исполнительной власти государства, согласно которому политическая и экономическая ситуация в стране непрерывно и радикально будет ухудшаться, не только может вызвать обвальные последствия, но и "обречен" на то, чтобы быть реализованным: Паника в политических и деловых кругах, которая станет реакцией на подобные заявления официальных лиц, приведет в действие механизмы "парадокса самоосуществления". В то же время предупреждение о возможных в будущем негативных последствиях того или иного политического процесса может вызвать к жизни "парадокс самоопровержения". Это возможно в том случае, если, реагируя на прогноз, лица, принимающие решения, осуществят максимальную мобилизацию ресурсов для предотвращения предсказанных отрицательных последствий.

Методы политического прогнозирования должны содержать процедуры, направленные на учет обратной связи продуцируемых прогнозов с поведением системы. Кроме того, после обнаружения и анализа такой обратной связи следует по возможности составить рекомендации по ее использованию для реализации определенных политических целей. Политический прогноз, таким образом, может не только обслуживать процесс принятия решений, но и непосредственно выступать как фактор управления политическими процессами.

В настоящее время слабая разработанность теории и методологии политического прогнозирования и проектирования в условиях системного кризиса и негативных процессов в России с ее неудачными попытками вступить в ВТО заставляет отечественную науку проработать эти нерешенные вопросы. Прогнозно-аналитическая деятельность пока еще слабо востребована властными институтами, хотя ее осуществление в России является условием выживания государства и всего общества. Сегодня важно разработать методологические инструментарии систематизации глобальных проблем: социальные преобразования, разоружение, разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран, жизненные ресурсы человечества, экологический и демографический балансы, миграция и иммиграция, культура, здравоохранение, антиобщественные явления, эффективность международных организаций.