logo search
Политология

3.3. Элементы политической жизни

В политической жизни соединяются разные элементы, которые приобретают политический характер под влиянием, с одной стороны, активности общества, разных форм политического участия граждан и общественных объединений и активности структур гражданского общества. С другой стороны, на политическую жизнь воздествуют государственное управление, регулирование и контроль за политической мобилизацией населения на решение определенных задач и т.д.

Для политической жизни важны институциональные состояния как общественный порядок, управление и самоуправление. Нормативно-институциональные элементы политической жизни вырабатываются в самом обществе и внедряются государственной властью, политическими партиями. Это – обычаи, традиции, процедуры политического участия, нормы права в их субъективном смысле (индивидуальное и коллективное правопонимание, уважение права, законопослушность). В организационно-институциональном плане – это структуры местного самоуправления, общественных объединений, социального партнерства, политических непарламентских партий и в определенном плане структуры массовой базы парламентских политических партий. Частично в политическую жизнь можно включать также некоторые общественные организации, скрепляющие гражданское общество и способствующие осуществлению контроля над государством.Сюда же можно отнести группы давления (группы интересов), которые могут использоваться для воздействия определенных слоев и групп на органы власти. Все они необходимы для «гражданской самоорганизации» людей (В.В. Петухов).

Определенную сложность для политологического изучения представляют неиституциональные элементы политической жизни, которые связаны с сознанием, социально-психологическими, социокультурными аспектами жизни. Это – политическое сознание, политико-правовая культура, ценности и этико-волевые элементы (чувство общественного долга, патриотизма, поддержки отечества, чувство сплоченности какой-либо общности), политические идентичности и др. К ним можно отнести также правила, похожие по форме на социальные институты, но не институционализированые как нормы права (предписания морали и религии, символы власти, отражающиеся в массовом сознании).

Институциональные и неинституциональные элементы, так или иначе, находят свое выражение в политической жизни – в актах индивидуального и коллективного поведения. Последние можно разделить на элементы электорального и неэлекторального участия. Это, как правило, действия, хотя иногда они могут выражаться в бездействии, например, в отказе от участия в голосовании.

Такое деление на неинституциональные и акционные элементы приводит к условному выделению направлений государственной и партийной политики: а) влияющей на формирование институтов (институциональной политики), б) воздействующей на сферу общественного сознания (политической пропаганды или контрпропаганды, информационной политики) и в) организационно-политической работы, направленной непосредственно на повышение активности и организованности политического участия.

Итак, политическую жизнь образует, с одной стороны, взаимовлиянияорганизационно-институциональных структур политической и государственной власти, ее элементов (аппарата и органов, политической и партийной систем, формы правления, формы государственного устройства, политического режима, состояния общественного порядка), с другой стороны, воздействие рациональных и иррациональных стремлений граждан разных регионов, этносов, поколений, профессиональных групп на власть. Она формируется как под влиянием государственной политики и под воздействием активных членов общества, действующих в среде обитания простых людей. Соприкасаясь с политикой, они влияют через формы политического участия (неучастия) на взаимодействие политических агентов.

Политическую жизнь можно осмыслить через пересечение понятий «политика» и «повседневная жизнь». На практике эти понятия отражают взаимодействия основных жизненных сфер в результате политического участия граждан, мобилизованных политическими программами, призывами, деятельностью властей. В определенные моменты деятельность в этих сферах может принимать характер политического участия людей и воздействовать на политику правителей. Серьезное значение имеет при этом политика государства, направленная на регулирование этих жизненных сфер. В частности, различные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Жизнь человека самоорганизуется в таких жизненных сферах, как естественно-антропологическая (быт, здоровье, семья, экология, жилище), духовно-культурная (образование, религия, посещение театров, библиотек, музеев, просмотр ТВ, национальная и этническая культура), агентно-профессиональная (труд, профессия, производство, предпринимательство). В этих сферах в основном формируются личность человека, основные смыслы его жизни, его основные идентичности, закладываются основы гражданской самоорганизации и политического участия.

Однако эти сферы создают только импульсы политического участия, являются истоками политической жизни. Под влиянием разных факторов человек выходит и на уровень – защиты своих конституционных прав и политической идентификации, т.е. на уровень политического участия. И делает он это через разные каналы участия: в частном порядке (индивидуальном), в коллективном (организационном, через объединения, партии, сетевые структуры) и общественно-государственном (через суды, прокуратуру, законодательство, представительство в парламенте, целевые программы, приоритетные национальные проекты). Это помогает ему осознавать себя как гражданина, члена партии, общественного объединения, способного вступать во взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти по поводу своих интересов.

Для России характерна, с одной стороны, довольно высокая степень политической идентификации граждан с государством как комплексным институтом, способным защитить их, а, с другой, слабая партийная идентификация. В массовом сознании государственная власть представляется институтом, обладающим гигантским конструктивным потенциалом, а партийно-политическая деятельность – как «деструктивный процесс», препятствующий сосредоточению власти на исполнении своих непосредственных обязанностей»1. Кроме того, партийная идентификация затруднена в силу того, что большинство партий России не имеют четкой идеологии, ясных целей и программных документов.

Характеристика политического участия и каналов воздействия на власть со стороны граждан является показателем состояния политической жизни. Причем, в сознании граждан наблюдаются взаимообусловленность вербально-эмоционального и инструментального уровней политического участия2. Вербально-эмоциональный уровень взаимодействия власти и человека характеризуется низкими статусными позициями политики в иерархии ценностей личности из-за недостаточной информированности граждан о деятельности субъектов институционального и неформального уровней политической жизни. Инерция восприятия власти как неподконтрольной и обособленной структуры оценивается низко из-за отсутствия эффективность каналов воздействия на власть с целью отстаивания своих интересов. Об этом большинство россиян (59,6 % в 2001 году) указывало, что таких каналов нет3.

Для инструментального уровня политического участия важна инфраструктурная характеристика политической жизни. Инфраструктура – это комплекс институтов, в котором закреплены каналы влияния общества на власть, связывающие гражданское общество и политическую систему через механизмы артикуляции и агрегирования интересов различных групп и слоев населения. Каналы неэлекторального политического участия – система местного самоуправления, СМИ, социального партнерства, профсоюзы и другие институты давления (интересов), локальные общности. Уровень непосредственной включенности населения в политический процесс не превышает 1-2 %. Эта доля выше в период предвыборных кампаний (3-4 %), массовых актов протеста – 7-12 %4. В России слабо идет формирование системы презентации организованных интересов (ассоциаций бизнеса, профсоюзов и иных объединений). Такие инфраструктурные элементы связаны с важным признаком общества – корпоративизмом, т.е. наличием коллективных структур, способных отстаивать интересы своих членов и соответствующей корпоративной структуры, включаться как важнейшее звено в комплекс элементов политической жизни.

В целом российское общество демонстрирует низкий потенциал включенности в политику. Для его повышения, по мнению политолога В.В. Петухова необходимо: а) наличие соответствующей инфраструктуры участия (местное самоуправление, социальное партнерство и др.); б) убежденность граждан в необходимости и эффективности этих механизмов; в) умение задействовать эти механизмы1. Наличие таких условий позволяет формировать комплекс институтов, неинституциональных и акционных элементов, обеспечивающих политическое участие и вхождение общества в мир политического. Примерная модель формирования таких «жизненно-политических» комплексов вытекает из учения Т. Парсонса, считавшего, что всякая конкретная структурная единица социальной системы всегда является комбинацией четырех компонентов – ценностей, норм, коллективных структур и индивидуальных ролей.

Данное положение можно конкретизировать следующим примером. В Нижегородской области исчезают народные промыслы, которые характеризуют региональные (местные) особенности сразу несколько жизненных сфер: естественно-антропологической (в них отражены природа, быт); духовно-культурной (особенности местной духовности, субкультуры); агентно-профессиональной (промыслы родились из ремесел местного населения). Сами по себе эти промыслы далеки от политики, но их разрушение создает проблемы, затрагивающие индивидуальные, коллективные и даже национально-государственные интересы, артикулируется общественностью, вызывает внимание органов власти и приобретает политический характер. Возникает опасность, что навсегда могут быть утеряны не только оригинальные секреты васильевской резьбы, литья куликовских колокольцев, хохломской росписи, но и часть самобытности русской культуры. Попытки отдельных людей объединить свои усилия в поддержку народных промыслов может стать составной частью более широкого движения за решение проблем провинции, которое приобретет политический характер.

Элементы политической жизни как истоки политики, в конечном счете, определяют становление политических проблем и целей в ней. Не случайно К. Шмитт, говоря о сущностном признаке политики, отмечал: «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), хозяйственными или мотивами иного рода и в разные периоды они влекут за собой разного рода соединения и объединения»2. Взаимовлияния политического и неполитического динамичны, взаимопереходящи. Различные объединения и разъединения политических сил возникают в результате политизации экономических, социальных, религиозных, этнических, экологических и других вопросов. Причем, только тогда, когда возникает социально значимый интерес, связанный с осуществлением политической власти, возрастает интенсивность взаимодействий, перегруппировка сил, объединение и разъединение.

Обозначение жизненных сфер, а также индивидуальных, коллективных и общественно-государственных каналов политического участия помогает не только изучать, но и объединять элементы политической жизни в комплексы институтов, неинституциональных и акционных элементов, в конечном итоге, активизировать позиции граждан и объединений для реализации их интересов, охраны и защиты их прав, гуманизации и социализации государственной политики.