logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

2.4. Политические учения в России

Политические учения в России имеют ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности. И Киевская Русь, и Московское государство находились в стороне от европейских государств, их разделяли тысячи верст, на преодоление которых в то время требовались многие дни пути. Следствием многовековой изоляции стало глубокое проникновение в сознание широких народных масс идей о самобытности русского народа, его преданности православию, самодержавию и соборности. Эти идеи оказались настолько сильны, что, когда начали устанавливаться регулярные контакты с западноевропейскими государствами, выяснилось, что российское общество маловосприимчиво к идеям демократии и правового государства.

Еще в Новое время главной идеей российской государственности стала идея самодержавия, которая была четко сформулирована в XVI в. в письмах Ивана IV к Андрею Курбскому. В основе идеи самодержавия лежало представление о божественном происхождении власти. При этом государство понималось не как союз народа, управляемый верховной властью, а как государево хозяйство, где все подданные были его слугами, над которыми он имел абсолютную власть.

С XVII в. в России влияние религиозного мировоззрения на политическую мысль начинает ослабевать, но идея необходимости самодержавной формы правления на Руси сохраняется. Это отчетливо выражено в трактате «Политика» хорвата, сторонника идеи «славянского единства» во главе с Россией, ученого-энциклопедиста, долгое время прожившего в Московском государстве, Юрия Крижанича (1618—1683). В этом трактате он разграничил «божественный» и «природный» законы, но считал самодержавие наилучшим правлением, позволяющим государю вводить благие законы. Однако, по мнению Крижанича, самодержавная власть не должна превращаться в тиранию, так как безграничная власть противна божественному и природному законам.

Новый этап в развитии русской политической мысли начался на рубеже XVII—XVIII вв. в эпоху реформ Петра I. В это время россияне, благодаря широким контактам с европейскими странами, заимствовали многие западные достижения, в том числе и в области политических идей. Один из ближайших сподвижников Петра I, Феофан Прокопович (1681—1736) предпринял попытку использовать теорию общественного договора для обоснования абсолютной монархии. Он считал, что государство возникает как общий результат и божественного влияния, и разумного объединения людей. Но в России, в силу ее огромных пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа, единственно возможной формой государства может быть только абсолютное «самовластие».

Во второй половине XVIII в., под влиянием западной политической мысли, в России начинают складываться классические направления политической мысли нового времени: консерватизм, либерализм и революционный демократизм.

Сторонники консервативного направления М.М. Щербатов (1733—1790), Н.М. Карамзин (1766—1826), К.Н. Леонтьев (1831—1891) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного строения русского общества. Самодержавие, по их мнению, есть отеческое правление строгого и доброго отца, крепкого в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление может служить гарантом устойчивости общества и его благополучия.