logo search
Политология

23.3. Содержание и функции политического менеджмента

В теории политическом менеджменте интегрированы три уровня знания. Первый – наиболее абстрактный уровень – теория ценностей, данные наук о человеке, государстве и обществе, теории «постиндустриального общества», «информационного общества», «конституционного государства» и др. Второй уровень – положения теорий социального управления: «революции менеджеров», «социальной ответственности бизнеса», «промышленной демократии», «экономической теории демократии», «телевизионной демократии», «человеческих отношений», «рационального выбора» и др. В методологическом плане они являются частью более общих политических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования производства и других сфер в рыночных условиях капитализма.

Третий уровень знания – прикладные теории организации и управления, обеспечивающие научно-практическую базу для конкретной рационализации политической деятельности и государственного управления: «эвристическое принятие решений» А. Тверски и Д. Канемана, «модель минимальных эффектов» Дж. Клаппера, концепция группового конфликта Л. Бобо и Дж. Глазера, приемы игротехники, психологического тренинга, имиджелогии, социально-психологического воздействия СМИ на сознание и поведение граждан, избирателей.

Постепенно в политическом менеджменте вырабатывались специфические отраслевые принципы и методы, технологии и методики. Таким образом, политический менеджмент пытается интегрировать теоретические и практические разработки государственного и муниципального управления, социологии изменений, социологии политики, власти, элит, когнитивной социологии, психологии развития и управления, политической психологии, психологии творчества, теории принятия решения, теории и психологии игр, математические методы. Дальнейшее развитие этой отрасли политологии зависит от нахождения интегрирующего принципа и метода, способного синтезировать эти наработки и создать научную отраслевую систему.

Итак, политический менеджмент, с одной стороны, составная часть прикладной политологии. С другой стороны, как показано выше, он имеет, подобно другим управленческим дисциплинам, солидную теоретическую составляющую. Так что его можно условно разделить на теоретическую и прикладную составляющие. При этом надо учитывать, что теоретические исследования играют важную роль в разработке прикладной составляющей. Прикладная составляющая включает в себя политические технологии. Технология вообще – совокупность способов и путей последовательного достижения желаемого результата. Политические технологии – содержательно-инструментальное наполнение политического менеджмента. Они формируют образ политического результата, выявляют систему методов и средств его достижения. Задача технологии – внедрить в политический процесс определенную модель решения политической проблемы.

Политический менеджмент соотносится с разными уровнями управленческого воздействия – макро-, мезо- и микрополитическим уровнями. Определение этих уровней соотносится со значимостью субъекта политики, величиной политического пространства, на котором применяются политические технологии, «весом» решаемых проблем. Так французский юрист и политолог М. Дюверже разрабатывал модель такой политической системы, в которой бы сочетались преимущества представительной демократии (легитимности власти) с эффективным управлением (эффективность власти). Он консультировал правительства по вопросам конституционного права, избирательных кампаний. Создавая некие методологические модели, он способствовал их внедрению в практическую политику, Этот уровень менеджмента можно назвать макрополитическим.

Политические технологии, научно-практические разработки например, Г.О. Павловского, как более приближенные к непосредственному решению практических задач, можно назвать моделями «среднего уровня» (мезо-уровень, «реальная политика»). Г.О. Павловский был одним из авторов проекта формирования партии власти «Единство», разработки имиджа рационального политического лидера в лице В.В. Путина. Модели же решения проблем избирательной компании конкретного кандидата в определенном избирательном округе можно отнести к микрополитическим.

При определении функций политического менеджмента, многие политологии опираются на системный и бихевиоралистский подходы. В частности М.Г. Анохин, применяя системный подход, разделяет их на три уровня. Первый уровень вытекает из возможностей самой политической системы. Второй отражает конверсионные процессы, происходящие в самой системе. Третий уровень – функции, способствующие сохранению и адаптации системы. К первому уровню отнесены функции регулирующая (управление, координация поведения групп и индивидов), экстракционная (мобилизация внешних или внутренних ресурсов), дистрибутивная (распределение благ, услуг, статусов), реагирующая (реакция на общественные потребности), символизирующая (обеспечение легитимности и поддержки, подкрепление популярных убеждений, создание политических мифов).

Ко второму уровню отнесены функции, учитывающие сигналы, поступающие на «вход» системы, трансформируемые в легитимные решения, реализуемые на «выходе» (артикуляция интересов, агрегация интересов, нормотворчество, реализация норм, контроль, политическая коммуниуация). На третьем уровне реализуются функции политического рекрутирования (отбор, подготовка, расстановка, ротация кадров), политической социализации, саморегулирования (трансформация системы и ее менеджмента).