logo search
Политология

17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке

Конец ХХ века обозначил переход от концепций, признающих значение индустриального общества, к концепциям постиндустриального и информационного обществ. Еще нагляднее это проявилось в начале XXI века, когда пришла эпоха постмодернизма, отвергающая устоявшиеся постулаты предшествующего периода господства модернизма1 и политические идеологии модерна. Для модерна в сфере политики были характерны три постулата:

– система основных принципов, вокруг которых происходит консолидация членов общества, а большинство рационально мыслящих людей, разделяя эти принципы, достигают приемлемого консенсуса;

– большинство рационально мыслящих, способных приходить к консенсусу, могло преодолевать препятствия, мешающие реконструкции общества;

– существовали субъекты социальной реконструкции, которые были заинтересованы в тех или иных преобразованиях: рабочие в социалистических преобразованиях, лица свободных профессий – в либерализме, нации – в национальных проектах1.

Как отмечают многие исследователи, эпоха постмодернизма ставит под вопрос, а то и вовсе отменяет не только приверженности ценностям, но и сами ценности, которые были определяющими ранее. Постмодернизм (фр. postmodernisme – после модернизма) – это понятие, охватывающее направления развития искусства, литературы, наук, особенно общественных, а также государства, общества и международных отношений. Постмодернизм в искусстве расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру. В сознание внедряется полицентричное, плюралистическое состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.

В общественных науках постмодернизм – философское течение (Ж.-Ф. Лиотар, Г. Дебор, Ж. Бодрийяр, С. Жижек), утверждающее радикальный плюрализм во всех областях общественной жизни, подвергающее сомнению целостность, единые основы ценностно-ориентационного единства истории и судьбы, т.е. базовые ценности, принципы и нормы, репрезентируемые памятью, историей, искусством, литературой, преданием. Постмодернизм ставит под сомнение оправданность попыток строить «нормальное» («хорошее») общество, т.к. стремление к нормальности может угнетать плюрализм и привести к тоталитаризму, диктатуре.

В политической жизни стимулируются новые социальные движения, которые приходят на смену политическим партиям, стремившимся к устойчивости, интеграции общества. Наоборот, поощряется фрагментация, децентрализация, выход мелких и крупных структурных единиц государств на самостоятельный уровень общения, в том числе на международном уровне. Этническая, региональная, групповая идентификация в сочетании с космополитизмом ослабляет и разрывает национально-государственную идентификацию. Возрастающая скорость передачи информации, растущая международная миграция фактически ослабляют территориальную идентификацию людей, устраняют национально-государственные границы, способствуют созданию наднациональных и надгосударственных образований.

В условиях постмодернизма зарождается консьюмеризма. Для него характерна новая система идентификации, которая конструируется в зависимости от того, что человек имеет, что потребляет, где и у кого покупает товары и услуги. Прибретает невероятный рост значения рекламы в жизни людей, которая стала производителем «массовой индивидуальности (Стюарт и Элизабет Эвен), формой контроля, навязывания стандартов. Таким образом, усилиями СМИ (масс медиа вообще) происходит превращение рекламы в своеобразную форму функционирования идеологии новых сил современности. Происходит не просто отражение масс медиа событий, а их производсто, с опорой на технологию символического кодирования массового сознания. Для этого важное значение придается гедонистической морали, гедонистическим стандартам, в которых сочетаются и удовольствия, и спортивный образ жизни1 для отвлечения индивидуального и общественного сознания от социальных проблем. Появление компьтерных сетей, Интернета усиливает влияние консьюмеризма, т.к. тиражирование изображений, символов, рекламы с помощью виртуальной коммуникации, DVD и других атрибутов киберпространства становится новым мощным подспорьем потребительства.

В качестве идеологии эпохи постмодерна выступает глобализация, символизирующая интеграцию экономики, политики и культуры. В ее основе лежит принцип универсализма, опирающийся на компьютеризированную информацию. Эта идеология, с одной стороны, способствует глобальному англосаксонскому менеджменту, с другой, скрывает нежелательные интерпретации (объяснения) негативных процессов. В частности, перераспределения доходов в пользу «основных» наций (78% из них приходится на 15% населения, 20,7% – на полупериферийные нации и 1,3% – на периферию, где проживает 56% населения), рост бедности в странах Восточной Европы и постсоветских государствах2.

Круг субъектов, которым выгодна эта идеология, включает в себя крупнейшие транснациональные корпорации, Международный валютный фонд (МВФ), государства, способные влиять на них, в первую очередь, США. Успехами политики, основанной на идеях глобализации, пользуются только отдельные государства, их руководители, политическая и экономическая элита.