logo search
Политология

17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков

В литературе часто выделяют три наиболее влиятельные идеологии XIX и ХХ веков: либерализм, социализм, консерватизм1. Это отвечает реальному влиянию данных идейно-политических течений, определивших судьбы народов и государств. Они выходят за рамки обычных учений, представляют собой, как отмечает К.С. Гаджиев, нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Это одновременно теории, доктрины, программы и политические практики. Вместе с тем, с полным основанием их можно рассматривать как комплекс принципов и установок, лежащих в основе политических стратегий и программ политических партий, правительств, правительственных коалиций.

Либерализм. Понятие вошло в европейский политический лексикон в начале Х1Х века. Первоначально использовалось в Испании, где в 1812 году либералами назвали группу депутатов-националистов в испанском парламенте (кортесах), заседавшем в Кадисе. Либерализм – интеллектуальная установка на организацию общественной жизни, которая построена на признании гражданских, политических и экономических прав индивида в рамках, ограниченных законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей цивилизованных людей. В этом значении он стал доминирующим типом политической культуры Запада, воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфические проявления в основных идейно-политических течениях современного Запада – от консерватизма до социал-демократии. В узком значении либерализм – идеология и политика партий, ориентированных на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, на умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.

Идейное ядро «классического» либерализма образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких, как право на жизнь, свободу, собственность; 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона; 8) ограничение объема и сфер деятельности государства; 9) защищенность от государственного вмешательства частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни; 10) существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.

Встречается и такая разновидность либерализма как либертаризм –крайняя приверженность идеям неограниченной свободы (буржуазного) индивида, невмешательства государства в частный мир индивида, его семьи. Некоторые исследователи относят эту разновидность к течению консерватизма. Но, по мнению других, по своим установкам либертаризм – это все же вариант либерализма, очищенный от даже незначительных регулирующих воздействий государства и коллективистских установок.

Консерватизм. Термин «консерватизм» ввел французский писатель Шатобриан в период Великой французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого концептуального ядра и потому принимает разные формы в различные исторические периоды Хотя всегда сохраняется его основная идея – бережное отношение к традициям, позволяющим поддерживать устойчивость общества и государства. Консерватизм – политико-философское течение, ориентированное на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным социальным движениям (Э. Берк, Ж. де Местр). Это также умонастроение, присущее общественным группам, политическим силам, отдельным индивидам, приверженным традициям стабильности, упорядоченности, отвергающим радикальные (революционные) настроения и с сомнениями оценивающих реформистские импульсы различных политических сил. Очень часто он характеризуется углубленной религиозностью. Такое умонастроение считает принципиально недостижимыми (либо греховными) цели установления разумного социального порядка по заранее намеченному плану. Неоконсерватизм значительно сблизился с неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовало и изменение самого либерализма, трансформировавшегося в неолиберализм. Неоконсерватизм воспринял от него идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным общественным организациям и т.д.

Социал-демократизм – это политическая доктрина демократического социализма, основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Условием утверждения социализма считается осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной. Цели демократического социализма должны достигаться мирными, демократическими средствами, путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства.

Выделяя определяющие направления социал-демократии последних двух столетий, необходимо учитывать, что эти течения:

а) так или иначе, коррелируются с ментальностью того или иного народа, исторически тяготеют к определенному региону. Хотя и нельзя говорить об их жесткой привязанности к тому или иному народу, но, например, ментальность жителей США больше тяготела всегда к либерализму и консерватизму, что отражено в существовании жизнепособной двухпартийной системы; ментальность англичан больше соответствует сущности консерватизма, а россиян – социализма и консерватизма;

б) взаимодействуют между собой, взаимопроникают, поэтому в политическом лексиконе можно встретить названия социально-либеральный, социально-консервативный, и даже либерально-консервативный (неоконсервативный), хотя, казалось бы, части этих названий и противоречат друг другу. В программах современных партий, например, партии «Единая России», можно встретить и социалистические, и либеральные, и консервативные идеи;

в) были самыми влиятельными в эпоху модернизма, но именно на их основе, заимствовав отдельные элементы этих течений, возникли новые политические идеологии эпохи постмодернизма, приобретающие влияние уже в XXI веке.