logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Большевизм Политическое учение в.И. Ленина

Идеи К. Маркса начали распространяться в России с 70-х гг. XIX столетия. В 1898 г. на первом съезде была создана общероссийская марксистская партия РСДРП расколовшаяся спустя пять лет на два течения — большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В.И. Ленин (1870-1924 гг.) – российский политический деятель. Его концепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные – о классовости государства, о диктатуре пролетариата, о советском государстве о руководящей роли коммунистической партии.

Сугубая классовость –врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта государства. Она присуща ему в силу нескольких причин:

1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственностина общественные группы с противоречивыми экономическими интересами;

2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса;

3) осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве — идея государства как орудия диктатуры господствующего класса.

Конкретное содержание феномена «диктатуры класса» Ленин видел в том, что:

Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. «Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать». Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников. Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы — учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами же контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии». В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается даже «однопартийного государства», ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

Суммируем результаты и подведем итоги:

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы:

– 1 этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.

– 2 этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.

– 3 этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.

– 4 этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

 1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

    Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), Нестор "Повесть временных лет" (1113 г.).

  Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в.

По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

    2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

    Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

    Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).

    В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:

    Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций.

 Активными проповедниками идей просветительства были

С. Е. Десницкий,

Н. Г. Курганов,

Н. И. Новиков,

А. Я. Поленов,

И. А. Третьяков,

Д. И. Фонвизин.

Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

    3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

    Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839).

    Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

    Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

    Виднейшие представители российского революционного демократизма:

А. И. Герцен (1812 - 1870),

В. Г. Белинский (1811 - 1848),

Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

    Идеи революционных демократов продолжили народники

М. А. Бакунин (1814 - 1876),

П. Л. Лавров (1828 - 1900),

П. Н. Ткачев (1844 - 1885),

    4 этап - коммунистический.

    После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

    В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

    С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

    Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:   

  1. Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:

    • классический либерализм. Чичерин В. Н.;

    • социализированный либерализм. Новгородцев П. И.

  2. Консерватизм (идеология славянофильства):

    • реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П. К.Н.Леонтьев;

    • реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.

  3. Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:

    • большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

    • анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,

  4. Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

    Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.