logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Лекция № 19

Национальные интересы и национальная безопасность России.

1.Национальные интересы России: основные подходы к определению. Национальные интересы личности, общества и государства.

2.Национальная безопасность России: основные «угрозы» во внутренней и внешней сферах и «ответы» на них.

1 вопрос.

Когда в 1997 году принималась Концепция национальной безопасности России, ученые, политики столкнулись с рядом трудностей, главная из которых – определить национальный интерес России. Данная категория является основополагающей при разработке проблемы национальной безопасности, внешнеполитической стратегии государства. Однако, как показал анализ имеющейся по данному вопросу литературы, выяснение сущности данного понятия было сопряжено с рядом трудностей:

во-первых, правомерно ли говорить о существовании единого национального интереса в условиях крайне нестабильной этнополитической ситуации. Это аргумент;

во-вторых, может ли сформироваться национальный интерес в обществе с разнонаправленными интересами, в котором не сформирован массовый средний класс - носитель национального интереса. Таким образом, вопрос о субъекте национального интереса является отнюдь не риторическим и не праздным.

Так чьи же интересы можно считать подлинно национальными?

Политологи выделяли несколько подходов, подчас диаметрально противоположных, к определению субъекта национального интереса.

Национал-консервативный подход. Субъектом национального интереса, согласно мнению представителей первого подхода, выступает государство. Таким образом, национальный интерес - это государственный интерес. Этой позиции придерживается лидер КПРФ Г. Зюганов. За государством сохраняется приоритет при формировании внешней политики, которая, в свою очередь, имеет примат над внутренней. Через усиление роли государства в политике, экономике будет происходить стабилизация общественной жизни.

Национал-либеральный подход. Согласно второму подходу субъектом национального интереса выступает не государство, а гражданское общество, та часть общества, которая независима от государства, его прессинга. Основой формирования национального интереса должен стать зарождающийся средний класс, класс частных независимых производителей. Представители данного подхода исходят из ослабления роли государства, либерализации хозяйственной деятельности, примата внутренней политики над внешней.

Этнический национализм. Следующий взгляд на проблему субъекта национального интереса представлен сторонниками национально-патриотических сил. По их мнению, претендовать на выражение общенационального интереса может основная, преобладающая этническая группа. В качестве основной этнической группы предлагается рассматриваться также государствообразующий этнос.

Конфессиональный подход. Представители данного подхода исходят из интересов преобладающих в обществе конфессиональных групп, в частности, исламско-христианских конфессий. Так как Россия, на их взгляд, объединяет в себе две цивилизации (европейскую и азиатскую), то игнорировать этот факт при выработке национального интереса, невозможно. Была и точка зрения, согласно которой субъект национального интереса еще не сформировался.

Каждое из представленных мнений по поводу национального интереса и его возможного субъекта имеет право на существование, так как за каждым из них стоят определенные группы, классы, общности с подчас противоположными интересами. Выработка общенационального интереса должна была примирить диаметрально-противоположные стороны, объединить на основе общих интересов, целей и задач, коими и является возрождение России, сохранение ее национально-культурной специфики.

Какой же подход к понятию «национальный интерес» предпочтительней?

Думается, что таковым может являться симбиоз всех подходов.

Национальный интерес формирует национально-государственные объединения. С одной стороны, это государство в лице политической элиты, с другой, этнические, религиозные, социокультурные группы. Данный подход победил и получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, которая была подписана Указом Президента РФ Ельциным Б.Н., а в 2000 году дополнена и подписана Путиным В.В. (Собрание законодательства РФ, № 2, 10.01.2000, с. 691-704).

Понятие «национальные интересы» введено в политологический оборот Г.Моргентау.

Итак, национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, социальной, международной, военной, экологической и др. сферах.

I. Национальные интересы личности состоят в:

– реализации конституционных прав и свобод;

– обеспечении личной безопасности;

– повышение качества и уровня жизни.

II. Национальные интересы общества:

– упрочение демократии, создание правового государства;

– создание социального государства;

– поддержание общественного согласия;

– духовное обновление общества.

III. Национальные интересы государства:

– поддержание суверенитета и территориальной целостности России;

– обеспечение законности и правопорядка, конституционного строя;

– развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

2 вопрос.

Переходим к следующему аспекту – проблеме национальной безопасности РФ, важнейшему элементу национального интереса, позволяющему государству оптимально реализовать свои возможности. Категория «безопасность» утратила сегодня свой традиционный военно-политический смысл и охватывает все важнейшие сферы жизнедеятельности: экономику, национальные, религиозные, культурные проблемы общества.

Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Какие же угрозы сегодня существует для национальной безопасности?

Выделим некоторые из них.

Внешние угрозы:

1. Расширение НАТО на Восток (бывшие союзники по ОВД вступают в НАТО);

2. Появление вблизи российских границ военных баз (вплоть до Польши и Чехии, где НАТО планирует расположить установки ПРО);

3. Притязания на территорию России со стороны ряда государств.

РФ соседствует с 16 государствами. С Финляндией, Польшей, Монголией, Северной Кореей, Белоруссией и Литвой, Латвией, Эстонией нет территориальных претензий. С остальными идут постоянные споры. Как-то:

Китай претендует на острова Большой Уссурийский и Тарабаров;

Япония – на Курильские острова;

Норвегия хочет пересмотреть границу полярных владений, которая была установлена в 1926 году, разграничить морскую экономическую зону и шельф и провести границу на одинаковом расстоянии от островных владений;

– стоит вопрос о разделе Каспия, кусок которого хочет получить не только Казахстан, но и Турция с Азербайджаном. Сейчас Каспий разделен на две части – бывшую советскую и иранскую.

4. Отразился на военно-политическом статусе РФ распад СССР, мировой системы социализма и ликвидация Организации Варшавского Договора. Сравните военную мощь РФ и США:

США

Россия

Стратегические бомбардировщики, из них современные

114 /21

78 / 14

Атомные подводные лодки

с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР)

14

12

Ударные авианосцы

13

2

Танки, из них современные

14 000 / 5 000

20 000 / 300

Что касается ядерных сил России, то сегодня на нашем вооружении также находится 291 мобильная установка «Тополь» с мощными боезарядами – особая гордость военных разработчиков. К 2015 г. можно ожидать медленного наращивания группировки мобильных ракет «Тополь-М» с несколькими боезарядами на каждой ракете и ввода двух подводных ракетоносцев проекта «955» с новым ракетным комплексом «Булава». Данные вооружения составляют достойное противодействие НАТО.

4. Россия потеряла ряд портов после распада СССР:

– на Черном море - 5 портов. В 2017 г. Россия должна будет вывести свой военный флот из Севастополя (Украина) согласно договору;

– на Балтике - 13;

5. Существует угроза здоровью россиян со стороны некачественного рынка в виде экспортируемых продуктов питания, в первую очередь, генетически модифицированных, в том числе, Россия вводит соответствующие санкции против таких стран.

6. Существует угроза моральному здоровью россиян, особенно молодежи, со стороны массовой западной культуры, которая стала доминировать в нашей стране. К сожалению, мы заимствовали на Западе худшее. Мы начали копировать и создавать все, что приносило прибыль. Литературный рынок наполнился огромным количеством детективов, эротики, появился феномен бесконечных телесериалов, «скопированных» фабрик звезд, порождающих конвейерное мышление, «домов 1, 2» и т.д, провозглашающих пошлость как норму общения.

Угрозы во внутренней сфере:

В экономической сфере

а) низкий по сравнению с развитыми странами ВВП на душу населения

б) преобладание в экспорте - сырья, топлива, в импорте - товаров первой необходимости, продуктов; в) рост цен; инфляция; г) монополизация рынка.

В социальной сфере:

а) социальное расслоение, поляризация общества; рост числа олигархов при высоком уровне бедности в обществе и медленном росте среднего класса как стабилизатора общества

б) низкий уровень продолжительности жизни (66 лет);

в) низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы;

Во внутриполитической сфере:

а) высокий уровень коррумпированности чиновников;

б) деятельность на территории страны в ее южном регионе сепаратистских бандформирований.

При разработке стратегии национальной безопасности РФ необходимо учитывать:

– большие размеры территорий;

– евразийское расположение России;

– выход в бассейн 3-х океанов;

– этническое многообразие народов;

– значительный ресурсный потенциал.

Разрабатывая стратегию национальной безопасности исходят из интересов объекта самой безопасности: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность. Таким образом, национальная безопасность - это безопасность и отдельного человека, и каждой нации, и государства. Суммируя мнение многих экспертов, занимающихся данной проблемой, выделим основные задачи национальной безопасности России:

1) создание новой системы международной безопасности (взамен прежней, основанной на балансе сил двух мировых систем и двух супердержав);

2) приостановить дальнейший передел границ со странами СНГ, НОТА на Восток;

3) исключить противоборство Россия - СНГ, сделать границы более прозрачными, а также западноевропейские, восточноевропейские, прибалтийские страны (подтверждение тому - недавняя поездка президента России в Швецию);

4) выработать типологию межгосударственных отношений, позволяющих более четко определить а) друзей, союзников, потенциальных союзников; б) партнеров, потенциальных партнеров; в) недружественные государства, потенциальных противников, противников; г) потенциальных агрессоров, агрессоров;

5) создание благоприятных и взаимовыгодных условий для сотрудничества между Россией и США ибо «недружественность» между ними невыгодна в первую очередь этим странам.

И, наконец, создание условий для решения внутренних проблем: военных, этнических конфликтов роста преступности, коррупции и т.д. Все это создает угрозу для национальной безопасности России.