logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Происхождение государства:

Теории происхождения

 Споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- Теологическая (божественная), восходит своими истоками к древнему миру. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

 Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

- Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.

 Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения ( семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

- Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э. Софистами в Древней Греции.

- Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

- Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражицкий (1867 - 1931 гг.).

 Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

- Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

 Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

 Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.

- Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

 Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

- Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

«Патриархальная»: Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон

Государство возникло благодаря стремлению человека к «совместному проживанию»; государство – это большая семья.

«Теологическая»: средневековые мыслители

Государство создано Богом и всякая власть от Бога

«Теория общественного договора»: Руссо, Гоббс,

Люди договариваются между собой и в собственных интересах создают государство. Общественный договор обязывает граждан уважать государство и повиноваться ему в благодарность за стабильность, безопасность, которое обеспечивает только государство.

«Биологическая»: Спенсер

Государство – это живой организм, в котором действуют «биологические» законы. Все противоречия (угнетение, неравенство, войны) естественны и вечны.

«Теория насилия»: Каутский, Оппенгеймер

Государство – результат завоевания, покорения земледельческих племен более высокоразвитыми воинственными кочевниками-скотоводами.

«Классовая» теория»: Маркс, Энгельс, Ленин

Государство образовывается как результат появления частной собственности, социального неравенства, классов. Именно экономически господствующий эксплуататорский класс создает государство как инструмент насилия и подавления эксплуатируемых классов. Поэтому государство должно быть ликвидировано.

В развитии теоретических представлений о государстве всегда противоборстововали этатистская и антиэтатистская линии. Первая исходит из положительной оценки государства, его общественной пользы; вторая рассматривает государство как социальное и нравственное зло.

По сей день актуальны вопросы: чем должно заниматься государство? Как должны распределяться обязанности между гражданским обществом и государством? И по сей день ученые не пришли к единому мнению.

Можно выделить следующие типы государств, которые получили свое историческое подтверждение:

 малое (минимальное) государство

 государство развития

 социал-демократическое государство

 коллективизированное государство

 тоталитарное государство

Минимальное государство берет свое начало в классическом либерализме ХУШ в., суть которого выражает тезис «Как можно меньше государства». У государства «ночного сторожа» здесь остаются крайне ограниченные функции:

1. Поддержание внутреннего общественного порядка;

2. Контроль за выполнением договоров между частными гражданами;

3. Защита страны от внешней угрозы.

Институты государства сводятся к

полиции

судебной системе

армии

Все остальные институты (экономические, социальные, культурные и др) остаются за гражданским обществом и индивидом.

В современный период идея малого государства возрождается у «новых правых»: Роберт Нозик («Анархия, государство и утопия», 1974), Фридрих фон Хайек, Мильтон Фридман. Они выступают за возврат к классическому либерализму Джона Локка. Экономическая роль государства должна быть сведена к двум функциям:

1. стабилизация национальной валюты;

2. содействие конкуренции через борьбу с монополиями и фиксированными ценами.

Государство развития ориентировано на вмешательство в экономическую жизнь общество с целью содействовать промышленному росту и экономическому развитию.