2 Вопрос.
Другим типом недемократических режимов выступает авторитаризм - (от латинского avtoritas - влияние, власть). Для него характерен свой широкий набор признаков, представленных в каждой сфере жизни общества:
- идеологическая - прорыв информационной изоляции. Ложный пафос, сочетающийся с разочарованием и цинизмом в отношении мифологических идеалов. Ослабление партийно-государственного контроля над литературой и искусством; партийно-государственная - власть сосредоточена в руках одного лица или группы. Политическая деятельность либо запрещена, либо ограничена условиями подконтрольности властям. Опора на силу при допустимом формальном существовании атрибутов демократии: разделения властей, наличия парламента и партий. Власть часто склоняется к идее традиционного развития, под которой скрывается желание воспрепятствовать заметным изменениям. Приоритет клановости при подборе управленцев. Обуржуазивание номенклатуры. Ограничение масштаба репрессий, их легитимация;
- социальная - ослабление контроля за общественной жизнью. Оживление гражданского общества. Допускается предоставление некоторых свобод. Возникновение инакомыслия и появление интереса к политике. Возможно оформление влиятельных групп давления (государственная бюрократия, военные, представители крупного бизнеса, независимые профсоюзы, правозащитники);
- экономическая - стремление к сохранению прежних экономических укладов. Снижение вмешательства государства и сочетание централизованной экономики с рыночной. Существование различных форм собственности. Появление "теневой экономики", рост ее влияния.
Таким образом, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую широкую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах.
Авторитарные режимы явились самыми распространенными в ХХ веке. Они продолжают существовать в нескольких десятках стран, представляющих половину населения планеты. Большинство из них относятся к странам "третьего мира", где на фоне экономического и технического отставания от передовых стран, значительным весом обладает государство, признается авторитет этнической общины, традиций и отсутствует мощный средний слой, способный стать опорой демократии.
Политологи различают авторитаризм левого и правого толка.
Левые авторитарные режимы основаны на различных версиях социализма (арабского, африканского и других), ставшего привлекательным в 60-е годы, когда социалистическая система демонстрировала высокие темпы развития.
К правым - относятся монархии Ближнего Востока (Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт и другие), ряд восточно-азиатских государств (Сингапур, Индонезия), некоторые латиноамериканские страны в период господства хунт, отдельные африканские государства.
Одним из подвидов авторитарного режима является теократический режим, основанный на политической концепции исламского фундаментализма - переустройства общества и государства в соответствии с установками раннего ислама. Наиболее активными поборниками создания "исламского государства" оказались иранские фундаменталисты во главе с Р.Хомейни, которые сразу после религиозной революции 1979 г. сосредоточили власть в руках своего фанатичного клана. Страна была провозглашена Исламской республикой. Однако полностью перестроить государство и общество на основе предписаний Корана все же не удалось, так как современность значительно отличается от того, что было в VП в.
Другим подвидом правого режима является военное правление, как правило, исключающее оппозицию. Именно таким было начало пиночетовского режима в Чили, где все партии были запрещены. Иногда после военных переворотов деятельность партий допускается с большими ограничениями. Таким был военный режим в Польше при маршале Пилсудском (1926-1934), когда были запрещены только партии крайне правого толка, а другие существовали. Следующий тип авторитарных режимов - персонифицированная личная диктатура, опирающаяся исключительно на полицию и военных. Это нестабильный тип авторитарных режимов. Типичный пример - режим, сложившийся в современном Ираке.
Некоторые авторитарные государства, например, такие как Индонезия, современный Китай, Южная Корея, Сингапур, Турция практически продемонстрировали экономическую эффективность, способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть с рыночной экономикой. В этом случае авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, а частично и с идеологическим плюрализмом и может пользоваться даже популярностью среди широких слоев населения. Авторитарная политическая система имеет определенные достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Это может делать ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ.
Однако даже демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы - демократия.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-