Функции политической культуры
Большое значение в политологии уделяется разработке функций политической культуры, которые она играет в обществе.
1. Политическая социализация личности – это формирование у людей политического сознания, политического поведения, умения ориентироваться в политической жизни, грамотно анализировать политическую реальность и воздействовать на политическую жизнь. Особенно важное значение играет здесь формирование у человека адекватного отношения к политическим лидерам, партиям, умения соотносить обещания и речи с реальными возможностями. От личного выбора каждого зависит выбор всего общества. В качестве институтов универсальных политических социализаций выступают: система образования, СМИ, государственные, партийные, религиозные организации, а также и отдельные политические события, которые могут оказывать более действенное воздействие, чем слова (безработица, инфляция, репрессии властей, нарушение прав человека, разочарование в обнадежившем лидере).
2. Регулятивная – обеспечение воздействия граждан на политический процесс: выборы, деятельность органов управления, референдумы и т.д. индивидуально и через ассоциации, политические и гражданские.
Ведь от уровня политической культуры зависит – воспримет или нет человек и население страны в целом определенные политические решения государственных органов, законодательные акты. Далее, согласится ли оно с этими решениями добровольно или по принуждению, активно или пассивно, примет на веру или потребует доказательств от власть предержащих.
Сейчас, спустя десятилетия многие жертвы сталинских репрессий вспоминают, как безропотно воспринимались аресты, практически никто не оказывал сопротивления. С молчаливого согласия и одобрения миллионов уничтожен цвет культуры, искусства, армии. Бесконечные процессы над врагами народа практически ни у кого не вызвал вопроса: за что? Единственным доказательством вины было признание самого обвиняемого, вопреки всем юридическим нормам.
3. Защитительная (охранная) функция - охрана от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа.
Можно сказать, что защитительная функция политической культуры выглядит как защита политических ценностей от самих себя, от нашего невежества, политического бескультурья, которое опаснее внешнего нашествия. Ведь оно разрушает общество изнутри, что гораздо хуже. Подлинная политическая культура защищает лучшее, что есть в обществе: демократические институты, право, законность, нравственность. Без политической культуры невозможна подлинная свобода, невозможна стабильность общества.
4. Коммуникативная – политическая культура обеспечивает связь между поколениями через политические традиции, через социально-политические теории и концепции, которые усваиваются последующими поколениями.
Здесь важно использовать теоретический опыт, накопленный другими странами, с уважением относиться к собственной политической истории. Многие вопросы, которые актуальны для нас сегодня: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, гражданское общество получили свое отражение в работах философов, историков, правоведов в прошлые века.
5. Интегративная – политическая культура служит опорой существующего общественно-политического строя, и наличие высокого уровня политической культуры объективно объединяет граждан в единое общество на единой политической основе. Таким образом, чем выше уровень политической культуры населения, чем сплоченные люди, которые осознают общие интересы и цели, следовательно, тем стабильнее система.
6. И, наконец, функция развития и удовлетворения политических потребностей и интересов – заключается в формировании у граждан осознанной заинтересованности в участии в политической жизни, осознанного отношения к политическому строю.
З вопрос.
Важнейшей функцией политической культуры выступает политическая социализация личности.
Начало исследования данного понятия берет свое начало с 1920-х гг. А в 50-60-е гг. ХХ в. понятие “социализация” прочно вошло в обиход политологов. Оно стало широко использоваться в работах Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Зигель, Д. Истона, Р. Гесса, П. Шарана, Г. Хаймена
В 1969 г. Е. Даусон и К. Приуитт опубликовали книгу “Политическая социализация”.
Выделяются несколько концептуальных подходов к социализации.
В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, а также на раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма).
Антропологическая школа видит в социализации – передачу культурного наследия, отражающего национальный характер.
Функционализм (Т. Парсонс) – социализация – ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.
Бихевиористская (поведенческая) традиция в социологии рассматривает социализацию как обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.
Когнитивная (познавательная) модель сводит социализацию к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации – это постепенное вызревание личности.
В основе же современной концепции политической социализации лежат две версии, базирующиеся на двух классических подходах к трактовке роли личности в политике.
Первая версия исходит из модели “подчинения”. В ней модель политической социализации выглядит как процесс добровольного принятия человеком ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни (в детстве, юношестве, зрелом возрасте).
Вторая версия разрабатывалась в рамках теорий конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), плюрализма (Р. Даль, В. Харт) и гегемонии (Р. Милибэнд, Р. Даусон, К. Превитт). В ней сущность политической социализации трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида, когда последний не является пассивным объектом воздействия политической системы.
Наиболее распространённая модель политической социализации связана с теорией «политической поддержки» (Д. Истон и Дж. Деннис). Определяющей в создании положительной установки является первичная социализация, приобретённая в детстве.
Политическая социализация представляет собой двуединый процесс:
С одной стороны, это усвоение личностью политических норм, ценностей.
С другой, проявление усвоенных норм и ценностей на практике в виде определенного поведения, влияния на власть.
Таким образом, политическая социализация должна подкрепляться внутренней готовностью личности усваивать нормы и ценности.
Агенты социализации.
Институты политической социализации принято подразделять на
политические: государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения;
неполитические: семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.
В государственно-организованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными (специальными) так и самодеятельными (неспециальными).
Выделяется первичная и вторичная политическая социализация.
Истон и Девис выделяют 4 этапа первичной социализации:
1. ориентация на восприятие политики родителями, их оценку, чувства, реакцию (стадия непосредственного восприятия). Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как «ключевой агент», через который политическая культура передается от одного поколения к другому.
2. На втором этапе – в возрасте человека от 13 до 18 лет, как правило, формируется политическое "Я". Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. На этом этапе в системе институтов политической социализации важное место отводится школе. Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны “американизировать” подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе
преданности Родине, народу. На первое место, ставились “партия”, “дело революции”, “дело социализма”, в былые времена “преданность Сталину”.
персонализация политики, когда последняя ассоциируется с конкретными лицами: президентом, полицейским;
3. далее происходит идеализация политики, когда последняя воспринимается как способ достижения цели;
4. и, наконец, институциализация политики, ассоциация политики с различными органами власти, выборами.
Вторичная социализация - это реализация на практике позиции личности, корректировка ее представлений, формирование собственной субкультуры.
Выделяют три основных уровня политической социализации.
На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры.
На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит.
На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта – мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.
Типы политической социализации:
Гармонический: складываются психологически нормальные отношения человека и власти, которые порождают его уважительное отношение к государству, законопорядку, своим гражданским обязанностям.
Гегемонистский: ориентирован на собственные установки, что порождает негативное отношение к любым установкам, не меняет своих ценностей.
Плюралистический: способ изменять свои политические пристрастия, переходить к новым ценностям.
Конфликтный: ориентируется на ценности группы, к которой он принадлежит и сохраняет лояльность к ней. В этом личность видит цель политической социализации.
4 вопрос. Особенности политической культуры в России.
Сегодня перед российским обществом стоит важная задача - переход от авторитарно-тоталитарного типа культуры к демократическому. Этот путь прошли многие страны Европы, Америки. В 50-е годы Германия, Италия, Япония. В 60-70-е годы: Аргентина, Чили, Испания, Португалия.
Как показывают социологические исследования в этих странах, в Испании, Германии, процесс становления новой политической демократической культуры не завершен. Хотя прошло уже немало лет. Это свидетельствует о сложности перехода, многих препятствиях на этом пути.
В России смена культур осложняется следующими факторами:
Во-первых, нестабильностью экономического, социального, политического развития. Наличием национальных конфликтов.
Во-вторых, наличием широкого слоя людей старшего поколения, которые являются носителем культуры прежней коммунистической эпохи, и перестроиться в короткие сроки они не в состоянии.
Таким образом, смена культур сопряжена в социологическом плане со сменой поколений. Тут один из ключей к пониманию «принципа» «отбора» жертв сталинских репрессий: уничтожение тех, кто мог препятствовать политике тоталитарного режима.
Итак, новая политическая культура вырабатывается в течение длительного времени и не только со стороны государственных учреждений. В этом процессе важную роль играет семья, сверстники, школа. Долгое время в Италии, Испании сохранялись «острова», «пояса» старой политической культуры. Идентичные явления существуют и в России.
Основной вопрос: Каков механизм перехода к новому типу культуры?
Можно выделить 4 основные источника:
1. Путь заимствования зарубежного опыта. Этот процесс уже идет, но привьется на нашей евразийской почве не все. Можно выделить те ценности, которые нам необходимо освоить. Это общезначимые демократические ценности:
открытость в политике;
уважение личности и закона;
плюрализм мнений;
приоритет ненасильственных методов решения политических проблем.
2. Советское наследие, которое дает нам ряд типичных черт российской культуры: коллективизм, стремление к справедливости, равенству. Они неизбежно будут прорастать. Пример: Япония - сохранение общины, кружки качества, пожизненный найм.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-