logo
ЛЕКЦИИ по политологии

1 Вопрос.

Лоббизм – достаточно распространенное в демократических странах явление, привлекающее к себе внимание, как ученых обществоведов, так и политиков. В общем понимании, лоббизм – это процесс представления групп интересов в политике. Есть много определений этого термина. Вот некоторые из них:

Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством.

Лоббизм – это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.

Лоббирование – намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

Эволюция лоббизма.

Термин «лоббизм» происходит от английского слова "lobby" – коридор, крытая площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке так называли место для прогулок в монастыре. Столетие спустя этим словом стали обозначать помещение для прогулок в английском парламенте. Свой политический оттенок это слово приобрело на 2 века позже, причем в Америке. Уже к 1830–м годам лоббизм стал неоспоримым фактом политической жизни США. Особенно четко лоббизм, как вид политической деятельности, обозначился в 1860–е годы, во время президентства Улиса Симпсона Гранта, который по вечерам в холле одного из отелей собирался со своей командой, где его министры и сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и пожелания, давали обещания их выполнить.

К 1930–м годам более 500 человек были задействованы в лоббистской деятельности. Большинство из них представляли интересы крупного бизнеса.

В 1960–1970 годы была проведена реформа государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более открытым для общественности, дал больше прав рядовым членам Парламента. В Конгрессе образовалось больше комитетов, которые контролировались большим количеством групп интересов. Эти изменения позволили группам интересов эффективнее влиять на политическую жизнь США.

В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей является

утвердить профессию лоббиста, как самостоятельную, обладающую собственным содержанием,

сделать ее общепризнанной,

поднять ее престиж в общественном мнении,

пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти.

Факт создания профессионального союза лоббистов – показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт.

В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность и металлургия. До 1987 года лоббизм имел национальный характер, лоббистские усилия были направлены на лоббирование национальных государственных органов. В последние годы появились организации, как Европейская ассоциация потребителей, представляющие интересы всех европейцев. Если раньше лоббизм был направлен на Совет министров, то теперь объектом лоббирования является Европейский парламент. В 1970 году лоббистских организаций в Европе было около 300, к 1980 году это число увеличилось до 440. К середине 1980–х годов таких организаций было уже около 659, а лоббистов уже около 6000 человек. Однако настоящий взрыв европейского лоббизма случился после 1987 года. По различным оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе в этом году работало:

Функции лоббизма.

«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления – это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения.

Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:

посредничество между обществом и государством

Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

информационная функция

Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких–то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

постановка актуальных вопросов

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

2 вопрос.

Что касается лоббистской деятельности в современной России, то официально лоббистов и лоббистских фирм в России не существует. Нет закона. Однако в 1995 году в Государственную Думу поступил законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»

По данному законопроекту:

ЛОББИРОВАНИЕ – это приемы, с помощью которых группы интересов влияют на федеральную власть и добиваются реализации своих целей.

ЛОББИСТ – физическое лицо, гражданин России, безвозмездно или за деньги осуществляющий лоббистскую деятельность и имеющий регистрацию в установленном порядке.

ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность физического лица в отношении федеральных органов власти от имени клиента с целью повлиять на разработку и принятие законодательных актов.

КЛИЕНТ – российские или иностранные коммерческие организации, защищающие свои интересы.

Выделяя основные лоббистские организации, действующие в России, воспользуемся предложенной информацией автора законопроекта Лепехина Он выделяет следующие: