logo
ЛЕКЦИИ по политологии

1 Вопрос.

Сначала рассмотрим режимы, подготовленные революционной и этноцентристской идеологиями,  весомо  заявившими о себе в начале века.

"Классическим" типом недемократических режимов ХХ в.  явился тоталитаризм. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalitas" - полнота, цельность.

Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в. Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых. Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V – I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 – 1945). Цели фашистского движения состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".

Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникновению тоталитаризма.

Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействий индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимости решения стратегической задачи исключительно важной для страны.

В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:

• единственная массовая партия;

• монопольно существующая и признанная всеми идеология;

• монополия на средства массовой информации;

• монополия на средства вооруженной борьбы;

• террористический контроль со стороны политической полиции;

• централизованная система контроля и управления экономикой.

Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, – принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной нестабильности.

В политический лексикон этот термин был впервые введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) в 1925 г.

Дж. Джентиле раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".

Это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

Тоталитаризм как направление в западной  политической  мысли возник и  развивался в  противовес  либерализму с его многопартийностью, политической борьбой, парламентаризмом. И в этом смысле, в качестве идейных источников современных концепций тоталитаризма можно рассматривать теорию сильной власти Макиавелли,  концепцию общества - государства Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства.

Итак, обобщим предпосылки формирования тоталитарного режима:

Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникновению тоталитаризма.

1. Объективной предпосылкой  тоталитаризма явилась индустриальная стадия развития общества. Она привела к

а). созданию системы массовых коммуникаций,  усложнила организацию общества,  усилив всеобъемлющий контроль за личностью. 

б) появились промышленные монстры - монополии,  наладившие  тесное  взаимодействие  с государством. Функции государства расширились и создавалась иллюзия, что стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная государственная власть. 

в) порождением индустриализма и явилось лежащее в основе тоталитаризма коллективистское мировоззрение,  представляющее окружающий мир хорошо организованной машиной, состоящей из центра управления,  узлов и винтиков, подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели.

г) субъективной предпосылкой,  благоприятствующей появлению тоталитаризма, явилась психологическая неудовлетворенность человека нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных связей и религиозных ценностей.  Для социально отчужденной  личности тоталитаризм имел психологическую привлекательность,  дав надежду преодолеть бессмысленность существования  с  помощью  утверждения себя в  чем-то "вечном",  значительным во времени и пространстве: классе, нации, государстве. Тем самым индивидуальному существованию придавался исторический смысл;

д) появление партий «нового» типа с жесткой военной дисциплиной

Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма  выступают маргинальные группы - промежуточные слои,  не имеющие устойчивого положения в социальной структуре  общества,  утратившие  социально-культурную и социально-этническую идентификацию.

Установление тоталитаризма в Советском Союзе  стало  возможным  лишь при драматическом стечении определенных условий (последствия первой мировой и гражданской войн, обстановки международной изоляции и так далее.

В СССР такое явление  как  тоталитаризм  охватывает  период примерно до середины 1950-х годов.

В Германии, Испании, Италии, Португалии победу тоталитаризма предопределили слабость буржуазной демократии,  ограниченность капиталистического пространства,  экономическая нестабильность  и особенность  католической  доктрины, признающей в качестве идеала органически целостную модель мира.  Для укрепления и оздоровления нестабильной экономики,  в  качестве защитной меры,  тоталитарные режимы использовали  протекционистскую изоляцию от внешнего мира. Такая замкнутая  самодостаточная экономическая система называется автаркической (греч. avtarkeia - самоудовлетворение) и формируется в условиях хозяйственного  обособления страны.

  В аналитических работах  зарубежных  политологов:  Ф.Хайека "Дорога к  рабству"  (1944  г.),  Х.Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951 г.),  К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура  и автократия" (1956 г.),  а также в современных отечественных политологических исследованиях выделяются следующие основные признаки тоталитарного режима,  представленные  во  всех  сферах общества.

Идеологическая - приверженность единой,  позитивно сформулированной универсальной цели.  Мифологизация сознания. Мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Мессианские задачи, по отношению к внешнему миру,  сочетаются с изоляционизмом.

Партийно-государственная - культ вождя с неограниченными полномочиями,  воплощающего "дух нации",  ее "историческую судьбу". Однопартийность при тотальной партизации общества и запрете оппозиции. Страх и вера как методы управления. Декларирование идентичности правительства и народа. Оформление номенклатуры, "постигшей абсолютную истину". Проведение массовых репрессий.

Социальная - придание безусловного приоритета классовым, национальным  интересам перед интересами всего общества, перед правами отдельной  личности. Гражданское общество поглощено государством. Личные права и свободы переходят в ведение государства.

Экономическая  - огосударствление и чрезмерная централизация экономики.  Абсолютизация  государственного  планирования.  Милитаризация хозяйства. Внеэкономические методы  управления  и,  как следствие, - подрыв стимулов производства.

Вместе с тем, существуют различия между т.н. «левым» и «правым» тоталитаризмом.

В идеологической сфере,

левый тоталитаризм ориентировался на идею построения бесклассового коммунистического общества, ликвидацию социального неравенства через утверждение диктатуры пролетариата;

правый – абсолютизировал идею Ф.Ницше о «сверхчеловеке», которым являлся представитель арийской расы, оправдывающей претензию на мировое господство.

В социальной сфере,

левый тоталитаризм основывался на беднейших слоях рабочего класса и крестьянства, заинтересованных в радикальных преобразованиях общества;

правый ­поддержала национальная буржуазия, заинтересованная в военных заказах, бюргерство в лице зарождающегося среднего класса.

В экономической сфере,

левый тоталитаризм ориентировался на полную ликвидацию частной собственности и национализацию средств производства, устанавливал плановое ведение хозяйства, тогда как правый сохранял частную собственность, вплоть до крупной, подчиняя ее милитаризации и переводу на военные рельсы.

С другой стороны, левый и правый тоталитаризм объединяют следующие признаки:

– полное неприятие идеи разделения властей, свободы личности;

– ориентация на харизматического лидера, который возглавляет партию «нового» типа;

Таким образом, тоталитаризм - это способ организации политической и общественной  жизни,  характеризующейся  всеобъемлющим контролем органов власти над обществом и  личностью,  подчинением всей общественной системы официальной идеологии.