logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Типажи российских политиков

гуманитарий (ученый, преподаватель, экономист): Явлинский, Федоров;

хозяйственник: Лужков, Маслюков, Аксененко;

борец: Новодворская, Макашов, Анпилов, Ковалев;

человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник): Ельцин, Примаков, Черномырдин, Шаймиев;

силовик: Лебедь, Николаев, Аушев, Руцкой, Рохлин;

технократ (менеджер западного типа): Чубайс, Кириенко;

бизнесмен: Березовский, Абрамович, Тарасов, Илюмжинов, Боровой;

экзотик (звезды, спортсмены, полярники): Кобзон, Михалков, Комиссаров, Баратаева, Карелин.

(Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). – М., 1999, с. 42).

в) создание биографии:

Кандидата воспринимают чаще более визуально, чем вербально. Для достижения желаемого эффекта проводятся специальные занятия: психотренинг. Особо ответственные выступления заранее репетируются: текст выступления, манера говорить, какой надеть костюм, галстук.

2 этап: Имиджмейкер воплощает сформированный типаж на экране, даже, если кандидат таковым и не является. Здесь действует принцип: «То, как вы выглядите, не менее важно, чем то, что именно вы говорите». Существует так называемый эффект «выключенного телевизора», так как 69% информации воспринимается вне слов (невербально). То, что мы видим, запоминается лучше, чем то, что при этом говорится. Для этого имиджмейкеры обращают внимание даже на мелкие детали одежды:

а) внешность (выражение лица, одежда, взгляд, мимика, язык тела) (невербальные). Внешний вид лидера перестает быть его собственной заботой. Лидер вынужден скрывать свои болезни. (Сталина снимали справа из-за усохшей руки, на фотографиях не было страшных оспин. У Горбачева ретушировали темные пятна на голове. Президента Рузвельта никогда не снимали в коляске. Его врач заявил перед победой на выборах в 44 году, что с его здоровьем все «о,кей», через 5 месяцев президент скончался. Фидель Кастро после операции появился на ТВ).

б) исполнение (юмор, интонация, ритм) (вербальные); Рейган: опыт бывшего актера и комментатора, использовал юмор, поговорки тех стран, куда приезжал с визитом. У Билла Клинтона бойфренд его дочери снабжал его модными молодежными словечками.

в) окружение (трибуна, коллеги, публика)

3 этап. Защита от соперника:

а. предварительная «вакцинация» – принять меры по вопросу, по которому Вас будут атаковать;

б. ответ фактами;

в. увести в сторону, т.е. отвлечь противника;

е. компромисс.

Средства выигрыша в полемике:

* говорить в форме монолога, не давая возможности перебить себя;

* перебивайте противника, не давайте ему подвести удачные итоги;

* высмеивайте и доводите мысль противника до абсурда;

* переходите на личности: не оскорбляйте, но просто покажите, что позиции основываются не на фактах, а на личных мотивах;

* уводите разговор в сторону, если вам нечего сказать

Нейтрализация оппонента

– нащупывание слабых мест оппонента: извлечение из его биографии компроментирующих фактов. Но не следует действовать грубо из-за негативной реакции аудитории;

– «заказ» газетных и журнальных публикаций, положительно отзывающихся о кандидате;

Можно выделить ряд приемов, которые применяются для утверждения созданного имиджа:

1. Создание информационных поводов: то есть постоянно давать повод говорить о своем кандидате, чтобы он не затерялся в потоке информации. «Медведь» – Шойгу постоянно мелькал на экране, как и Карелин, который даже был приглашен на заседание правительства с докладом о работе спортивных организаций.

Политики, имеющие связи на TV могут появляться в различных передачах: от политических до развлекательных. Пример И.Хакамады.