logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.

1. Политические технологии: сущность, структура, типы.

2. Политический менеджмент: особенности, виды.

3. Средства массовой коммуникации: способы воздействия на политику

4. Общественное мнение: сущность, виды, функции

1 вопрос Политические технологии

Современная политическая наука в своем развитии все больше обращается к прикладным политическим технологиям, позволяющим накопить и обработать значительный эмпирический материал, служащий основой и подтверждением (или не подтверждением) тех или иных теоретических концепций.

ПТ – это совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте. Политические технологии включают:

политическая реклама и маркетинг;

паблик рилейшнз;

рынок рекламных услуг;

политическое консультирование.

ПТ – стержневой элемент политического менеджмента.

Весьма широко при изучении политических процессов применяются технологии, которые находятся на стыке социологии и прикладной политологии – мониторинг и контент-анализ.

Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления. Очень часто слово мониторинг заменяется термином – отслеживание, что в сущности одно и то же. Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.

Объектом политического исследования могут быть политические партии, движения и их лидеры, политические события (политические конфликты, избирательные кампании и др.). Политический мониторинг подразумевает использование самых разных методик. Например, для отслеживания рейтинга политической партии целесообразно применять

– опросы,

– анкетирование,

– экспертные оценки

–контент-анализ базовых политических документов этой партии, выступлений ее лидеров, изучение политических биографий и др.

Наилучший результат дает комплексный подход в организации мониторинга. Значительно расширяются возможности исследования при использовании компьютерных технологий, особенно в части систематизации, обработки информации и создания баз данных.

Этапы проведения мониторинга вытекают из логики развития самого исследуемого явления:

1 этап – выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания.

2 этап – обозначается гипотеза исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации.

3 этап – классификация источников получения информации, методы ее систематизации и обработки.

4 этап – выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.

Более детально изложенное выше можно рассмотреть на примере политического мониторинга избирательной кампании по материалам средств массовой информации.

Мониторинг СМИ – это только часть политической и социологической поддержки избирательного объединения и его кандидатов (или независимых кандидатов); позволяет получить значительный массив полезной, актуальной информации, без которой немыслима как текущая работа избирательного объединения, так и прогнозирование результатов избирательной кампании.

Мониторинг СМИ можно разделить на два основных направления:

накопление информации, ее первичная обработка, оперативное информирование команды и кандидатов о существенных эпизодах средств массовой информации. Итоговую информацию по этому направлению целесообразно выдавать один раз в 3–4 дня, но можно и ежедневно;

• основное направление – аналитическая обработка массива информации. Цель – отслеживание предвыборной ситуации в динамике, определение возможных направлений развития, прогнозирование, подготовка рекомендаций. Итоговая информация выдается каждую неделю (опыт показывает, что при увеличении срока подготовки итогового аналитического документа свыше 2-х недель резко снижается его полезность и эффективность)

Мониторинг прессы открывает широкие возможности повышения эффективности работы избирательной команды, оперативного изменения тактики ее деятельности. С этой целью публикации СМИ анализируются по следующим основным направлениям:

• отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации;

• определение ареала “союзников”, “нейтралов” и отслеживание их эволюции (возможные союзники, с кем целенаправленно надо работать, на кого не тратить время, эта работа проводится также и в отношении СМИ;

• определение уровня информированности ведущих и региональных СМИ о деятельности избирательного объединения и кандидатов (таким способом определяется качество информационно – пропагандистской работы команды, слабые места и др.);

• определение основных, а также формирующихся линий критики кандидата или избирательного объединения (для организации информационного прессинга и принятия превентивных мер);

• отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа избирательного объединения и его лидеров в СМИ (цель – стимулирование появления в СМИ информационных и аналитических материалов дополняющих и корректирующих имидж, а так же создающих информационное поле для работы с электоратом).