logo
ЛЕКЦИИ по политологии

1 Вопрос.

I. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ – это индивиды и социальные группы, организации, которые принимают непосредственное участие в политической деятельности. Г.Алмонд выделяет три группы субъектов:

а) парохиальные субъекты – участие в политике обусловлено желание достичь собственные, непосредственные интересы;

б) субъекты–подданные – осознают свою роль в политике, но не имеющие возможности влиять на нее;

в) субъекты–партиципанты – имеющие ясную цель, осознающие пути их достижения и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения).

УРОВНИ:

1. Социальный: включает индивидов, различные социальные группы: профессиональные, этнические, демографические – личность, нация, класс, элита.

2. Институциональный: государство, партии, профсоюзы, движения.

3. Функциональный: общественные институты, выполняющие неполитические программы: общины, церковь, ассоциации, университеты.

Индивид – это первичный субъект политики: классы, нации, элиты, партии – все они состоят из индивидов. Именно отношение власти к человеку, индивиду определяет политический режим. Личность выступает мерой политики.

В политологии существует несколько теорий, которые объясняют место и роль личности в политике:

Патерналистская концепция роли личности в политике:

Личность – простой исполнитель царской воли, которая божественна или освещена церковью. Сегодня данная теория преодолена с исчезновением абсолютных монархий. Говорить о таком отношении можно применительно к авторитарным или тоталитарным режимам, где вождь – отец нации.

Тоталитарная концепция личности:

Государство выступает в качестве регламентатора жизни личности, навязывает единомыслие и коллективизм.

Либеральная концепция личности:

Личность выступает источником власти. Государство не имеет право вмешиваться в жизнь человека. Такая точка зрения была характерна для Локка, Руссо, Бентама, периода первоначального накопления капитала, периода свободы рынка, конкуренции.

Социал-демократическая концепция личности:

Человек и власть взаимодействуют не только в политической сфере, но и в социальной. Государство становится гарантом соблюдения социальных прав личности.

II. Права личности занимают одно из центральных мест в политологии.

Право – это система требований к совместному проживанию людей, когда ни общество, ни индивиды не наносят друг другу ущерба своей политической деятельностью.

Право закрепляется в законе.

Впервые мы находим упоминание о правах личности у либералов: Бентам, Джефферсон, Локк и др. Это право на жизнь, свободу, собственность – естественные, священные и неотчуждаемые права личности. В ХУШ веке данные права получили законодательное закрепление.

1776 год – Вирджинская Декларация – Декларация о независимости США, которая закрепляла право человека на свободу, жизнь. Однако рабовладение сохранялось, и политические права получили лишь 4% граждан: 120 тысяч из 3 млн. чел.

1787 год – Конституция США – Билль о правах.

1789 год – Французская Декларация прав человека и гражданина.\, закреплявшая право на жизнь, собственность, сопротивление угнетению, свободу (делать все, что не приносит вреда другому), неприкосновенность личности. Источником власти объявлялась французская нация.

1791 год – Конституция Франции (Декларация прав человека и гражданина полностью вошла в Конституцию).

1948 год – Всеобщая Декларация прав человека (ООН).

1952 год – Конвенция о политических правах женщин (ООН).

1965 год – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН).

1966 год – Пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН).

1976 год – Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах. После Второй мировой войны – Законы о труде приняли Япония, Франция, Турция, Греция и другие страны.

ООН приняла более 60 конвенций, деклараций, пактов о правах человека. Большую роль в этом процессе играет действующая при ООН Комиссия по правам человека.

Существует несколько теорий возникновения прав человека.

Естественно-исторический.

Наследует либеральную традицию и исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать, либо нарушать и подавлять их, но отнять не может. По мнению представителей данного подхода, естественные права человека, их содержание не зависит от социально-классовой структуры общества, конкретных этапов его развития.

Юридический позитивизм.

Отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Источников права он считает государство, которое может изменять права в зависимости от собственной целесообразности и возможностей.

Марксистская точка зрения.

Он подчиняет права классовой целесообразности, т.е. господствующий класс устанавливает собственные правовые нормы, которые могут изменяться в соответствии с потребностями класса, что обусловлено идеей революционной законности. Таким образом, марксизм и особенно ленинизм отрицают общечеловеческую природу права, которое существует вне зависимости от классовой принадлежности человека. А сами права поднимаются не как неотъемлемая часть жизни человека, а как благо, представляемое государством и партией. Хотя в законодательствах бывших стран социализма были зафиксированы основные права и свободы человека, они носили декоративный характер: свобода совести, права на создание общественных организаций, печати и т.д. – не соблюдались. Человек был полностью зависим от тоталитарного строя. Другими словами, институт прав человека в его современном понимании, как свобода и автономия личности, верховенство прав человека над правами государства, независимых институтов контроля за соблюдением прав человека, отсутствовал.