logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Русский консерватизм

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.

Консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества славянофилы объясняли наличием общей — русской — идеи, которая отражала своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному.

Можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-охранительное и 2) реформаторски-ориентированное.

Представителями первого направления были министр просвещения, граф С.С. Уваров (1786—1855), историк Н.М. Карамзин (1766—1826), обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827—1905), К.Н.Леонтьев (1831-1891).

Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу С.С. Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, преданностью его самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть: если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому, считал С.С. Уваров, необходимо сохранение самодержавия.

Рассмотрим более подробно политические воззрения К.Н. Лонтьева. Главный труд мыслителя «Восток, Россия и славянство», в котором он развивает теорию русского «византизма», возрождая тем самым идею Филофея – «Москва – Третий Рим».

О византизме как понятии до недавнего времени вообще было не принято упоминать в научной литературе. И только на рубеже XX и XXI столетий понятие византизм впервые ввела Новая философская энциклопедия. Византизм в ней представлен как «концепция особого типа отношений между Церковью и государством», и данная характеристика вполне соответствует духу нашего времени, ибо здесь отмечена одна из самых существенных сторон понятия.

Истоки византизма идут из глубины веков – от создателя Византийской Ойкумены императора Константина I Великого (285 – 337). Теоретическое обоснование византизма спустя 15 веков дает К.Н.Леонтьев и вводит термин «византизм» в историософскую науку.

Константин Великий, создав «мировую империю», дополнил её «мировой религией»: принятие им христианства стало, по выражению Ф. Энгельса, «величайшей революцией». Он

– превратил Церковь в своеобразную общественную организацию, непосредственно связанную с народом и помогавшую решать насущные вопросы жизни людей;

– первым в истории человечества провозгласил: все люди рождаются свободными и равными. Решение проблемы равенства и прав человека обычно связывают с ее интерпретацией Джоном Локком во «Втором трактате о правлении».

Напряженные размышления о русском народе, о путях развития Русского государства привели философа к очень важному выводу: основой будущего государственного устройства России должен стать византизм.

Византизм, согласно К. Леонтьеву, организовал русский народ и сплотил в единое тело «полудикую Русь», система византийских идей, сопрягаясь с её «патриархальными, простыми началами», с её первоначально грубым «славянским материалом», создала величие российской Державы. Именно византийские идеи и чувства дали русскому народу силу перенести татарское иго, бороться с Польшей, со Швецией, с Турцией и наполеоновской Францией.

Став основой русского государства, византизм, говорит К. Леонтьев, «способствовал возвеличению русской нации». Под знаменем византизма Россия «в силах выдержать натиск целой интернациональной Европы», - утверждает он. Византизм благотворно воздействовал на Россию: она крепла, «росла и умнела», развивала самобытную национальную культуру, оберегая её от чуждых влияний. А это актуально во все времена, потому что без национального своеобразия, даже будучи огромным государством, «нельзя быть великой нацией».

Вместе с тем, византизм ратует за создание максимально благоприятных условий для реализации духовного потенциала каждого из народов. Создавать материальное, имеющее и духовную ценность, - в этом и состоит смысл всех экономических преобразований.

Универсализм идеи византизма не вызывает сомнений, хотя на первый взгляд может показаться, что при существующих различиях между народами – самобытности их культур, самостоятельности экономики и государственности – общность между ними невозможна. Но сила России, а значит и византизма, состоит именно в единении, в консолидации с другими народами. Собирание народов в единое целое – одна из важнейших задач византизма.

Принцип «византизма» в политике – деспотический принцип общественной жизни , который представляет собой совокупность принудительных начал, характеризующихся в государственном отношении как самодержавие, в религиозном – как истинное византийское православное христианство, в нравственном – как отрешение от идей обретения земного благополучия и счастья. К византийским началам относятся также:

Именно на фундаменте этих начал и возможно, по Леонтьеву, создание истинно прочных и «красивых» общественных форм.

Главную миссию России он видит в противодействии «исторической экспансии» Запада – ибо только в этом случае у России появляется шанс на самосохранение. В этой связи Леонтьев выдвигает идею культурно-политического союза России с Востоком против Запада (впоследствии эта идея оказала серьезное влияние на евразийцев). Российскому самодержавному государству Леонтьев в первую очередь предписывает охранительные цели во внутренней и внешней политике.

Основные пункты внутриполитической программы: практическая и идеологическая защита самодержавия, авторитета государя, Православной церкви, борьба с западным просвещением, с либерально-гуманистической и социалистической идеологиями. Своих политических единомышленников Леонтьев призывает «учиться делать реакцию», «властвовать беззастенчиво».

Главным идеологом второго направления в славянофильстве был A.C. Хомяков (1804—1860). Представители этого направления (братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку, как они утверждали, он разрушит ее духовное единство. A.C. Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью, обеспечивающей ту духовную цельность, те внутренние согласие и единомыслие, любовь друг к другу, которые свойственны русскому народу. В дальнейшем писатель Ф.М. Достоевский (1821—1881) среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.