logo
ЛЕКЦИИ по политологии

Латиноамериканская модель

Собственная "модель"  президентской  республики  сложилась в латиноамериканском регионе, т.н. «латиноамериканский вариант».

К данному типу относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу. Страны Л.А. первыми, еще в первой половине ХIХ в.,  последовали примеру США в установлении президентской системы правления.  Сегодня практически все  страны Латинской Америки - президентские республики.  Особенностью латиноамериканской "модели" президентской республики следует  считать ее значительно  большее тяготение к авторитаризму,  режиму личной власти президента вследствие недостаточности или отсутствия вообще сдерживающих такого рода тенденцию "противовесов" и препятствий.  Конституционная президентская форма  (система)  правления  в  Латинской Америке часто  скрывала за собой милитаристские, откровенно диктаторские или  авторитарно-бюрократические  режимы. Были случаи,  когда  концентрация огромных полномочий в руках законно избранного президента постепенно вела к установлению режима личной власти, использовалась для физического и морального подавления политических противников главы государства. Президент превращался в этом случае в президента-диктатора,  главу жесткого авторитарного режима,  прикрывающего видимостью конституционной законности объективно противоправные действия.  Важной составляющей этих действий были репрессии против демократических сил,  превращение законодательной  власти  в декоративный придаток диктатуры, сведение функций парламента к правовому оформлению неконституционных деяний президента.

  Для латиноамериканской "модели" президентства характерно особо важное,  ключевое  положение  поста президента в системе государственных, политических  институтов.  Отсюда  такое  стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.

Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или "смешанных"  авторитарно-бюрократических формах правления.  В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением  роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма.

Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют "подразумеваемые" полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются,  как  правило,  различные неконституционные структуры  исполнительной власти (Советы национальной безопасности,  канцелярии президентов и т.п.). Латиноамериканские президенты  традиционно  широко  практикуют  и "указное право", когда издается множество декретов,  распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти,  фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента.  Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны  исполнительной власти.

Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации  политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив.

Признаки «латиноамериканского» варианта

Формально данная модель подобна североамериканской, основана на разделении властей, но система «сдержек и противовесов» развита здесь значительно слабее, а законодательная и судебная власть уступают исполнительной. Хотя в последние десятилетия этот дисбаланс сглаживается ряд исследователей называют данную модель «чистый президенсиализм» или «легальной диктатурой» (относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу).

Характеристики:

1. Президенты избираются народом по мажоритарной системе абсолютного большинства (если никто не набирает в первом туре больше половины голосов, то президента избирает парламент из числа лидирующих кандидатов);

2. Президент в  большинстве стран Латинской Америки – глава исполнительной власти.

3. Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников.

4. Президенту в Латинской Америке принадлежит решающая роль    во  внешней  политике,  способность сильно влиять на электоральные процессы.

5. Президент имеет право на введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции,  что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом. Важное значение имеет статус  президента  как верховного главнокомандующего.

6. Президент лишен права распускать парламент, который не вправе выразить вотум недоверия правительству;

7. В большинстве стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок (иногда этот запрет распространяется на родственников президента)

8. Право вето у президентов в Латинской Америке шире,  чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой  его  части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного  акта во время его доработок в парламенте.

10. Президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов.  Президентское нормотворчество  в  этой связи очень обильно,  многогранно,  чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся  в  действие  различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет.

11. Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда.

Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в  ряде стран ныне  можно  встретить страховочные и сужающие его властные возможности  механизмы (непереизбрание  на  новый  срок,  импичмент, то есть отрешение от должности,  и так далее). Однако перечень должностных преступлений,  влекущих за собой импичмент,  существенно сужает сферу его применения.  Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства  и  не  везде  предусмотрен Конституцией. В последние годы,  впрочем,  он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения  коррумпированности "верхов".  Отстранение  от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса - яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим  огромной  властью  президентам сегодня фигурируют не только обладание  большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.