logo
ЛЕКЦИИ по политологии

2 Вопрос.

В Х1У-ХУ1 вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие к складыванию в Европе индустриального общества. Новое время – это эпоха буржуазных революций, когда начинает утверждаться новый социально-политический строй, буржуазное государство. Началом Нового времени традиционно считается английская буржуазная революция середины ХУ11 в., а точнее с эпохи Возрождения. Почему?

Именно в этот период католическая церковь начинает терять свои позиции. Социально-экономические перемены находят свое отражение не только в науке, искусстве, культуре, но и политической мысли. На смену средневековой схоластике приходят светские (гуманитарные) науки. Они изучают не Бога, а человека, его психологию, мораль. Отправной точкой политических концепций выступает человек, гражданин. Обращение к человеку обусловило резкое повышение интереса к античности, когда философия и наука были свободны от влияния богословия.

Одним из первых буржуазных теоретиков был великий флорентинец эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527)

Итальянский политик и писатель. Сын юриста, Макиавелли с детства наблюдал все перипетии политической жизни Флоренции и потому до тонкостей изучил общество своего времени. Находился на должности Второго канцлера (1498—1512) Флоренции; в этот период его неоднократно направляли с поручениями во Францию, немецкие земли и итальянские государства. Какое-то время провел в тюремном заключении; с восстановлением власти Медичи предался литературной деятельности. Основной его труд — «Государь», изданный в 1531 г. Книга во многом основывалась на личных впечатлениях автора от правления Чезаре Борджиа. Труд писался как руководство, адресованное будущему правителю объединенной Италии. Слово «макиавеллизм» со временем стало означать политику, отмеченную «хитростью» и «двуличием».

Н.М. провозгласил: человек, а не Бог – центр вселенной. Он стал известным благодаря:

во-первых, своему «научному» методу», т.к. стал первым рассматривать политику как особую сферу научного исследования; его подход основывался на изучении деятельности современных ему правительств такими, какими они были на самом деле. Политическая наука, полагал Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей. Используя свой метод М. смог дать реалистическую оценку современной ему политики и самого государя;

во-вторых, доктрине моральной целесообразности, согласно которой можно поступиться моралью ради достижения цели, если таковой является сохранение государства, усиление его могущества (работа «Государь). К сожалению, термин «макиавеллизм» утвердился именно в значении безнравственной, аморальной политики, оправдывающей любые средства ради достижения цели;

в-третьих, теория республиканизма, согласно которой республика является лучшей формой правления для поддержания государственной власти. По мнению М. примером такой республики была Римская республика, сочетавшая в себе монархические, аристократические и демократические элементы власти.

Огромный вклад в развитие гражданской концепции политики внес английский историк, философ Джон Локк (1632-1704), которого справедливо называют родоначальником либерализма. Его взгляды:

1. Впервые разделил понятия «личность»–«общество»–«государство» и поставил личность выше общества и государства.

2. Человек от рождения обладает естественными, священными, неотчуждаемыми правами «на жизнь, свободу и собственность», где собственность является не абсолютной ценностью, а средством достижения свободного общества.

3. Государство создается обществом и подчиняется ему точно также, как общество – личности. Общество может создать новую государственную власть, если разочаруется в ней.

4. Выступает за ограничение власти монарха через разделение государственной власти на законодательную и исполнительную, первую реализует парламент, вторую – монарх. Концентрация власти в одних руках может привести к тирании. («Второй трактат о государстве».

Еще одним представителем гражданской концепции был французский просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) (1689-1755),  главный труде— «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.