Государство
Тоталитарное государство, как крайняя степень вмешательства в жизнь общества Социальное государство
С оциальное государство – это особый способ высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством деятельности государства в социальной, экономической и др. сферах, обеспечивая в нем социальную справедливость и солидарность.
"Социальное государство", выросшее из "политического государства", было создано после второй мировой войны в ряде передовых стран Запада, когда социальные функции государства были закреплены в их Конституциях. В развитии социального государства можно выделить несколько значительных этапов.
Первый этап. 1910 год в Англии, Франции, Германии было введено всеобще социальное страхование.
Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Данное понятие было введено немецким государствоведом, экономистом Лоренцом фон Штейном.
Стремясь ослабить влияние партии социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о “благосостоянии рабочих”.
Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. – первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.
Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после второй мировой войны.
Второй этап. В период всемирного экономического кризиса начала ХХ в. были сделаны первые шаги в социализации экономики США Т. Рузвельтом, который стал президентом в 1932 в период великой американской депрессии.
Главной причиной создавшейся ситуации большинство ученых считает неравное распределение богатства: с одной стороны – кучка олигархов; с другой – оставшаяся часть общества. Средний класс не имел достаточно количества денег и не обладал в условиях перепроизводства товаров покупательской способностью. Обрушился крупный бизнес. В результате закрытия промышленных предприятий без работы оказалось более 8 млн. чел. Каждый второй домовладелец оказался не платежеспособным и становился бездомным. Цены на фермерскую продукцию упали настолько, что фермеры уничтожали товар. К 1932 году количество безработных было 15 млн. чел. – 30% всей рабочей силы, что вместе с членами их семей составляло практически половину населения США. К 1933 г. лопнули более 5 тыс. банков, капиталы вывозились за границу. Президентом были приняты ряд радикальных мер, позволивших вывести страну из столь страшного кризиса.
Инициатива президента и его правительства получила название «Нового курса Рузвельта». Рассмотрим хронологию вывода страны из кризиса.
1 шаг. Так как все банки были закрыты, а деньги хранились дома и не работали на экономику, Рузвельт обращается по радио к гражданам каждую неделю, объясняя каждое свое решение. Его слушает не менее 80 млн. чел. Он объяснял, что хранящиеся дома деньги, необходимо нести в банки, чтобы их обезопасить. Ему поверили.
2 шаг.
Знаменитая фраза Рузвельта: «А сейчас бы хорошо и пивка попить!» ознаменовала отмену сухого закона в 1933 году. Открывались бары, была легализована продажа спиртных напитков, и деньги пошли в казну.
3 шаг.
Уменьшение зарплат госчиновникам и себе в том числе. В то же время разорившееся сельское хозяйство в лице фермеров получает кредиты на сумму 2 миллиарда долларов. В то время баснословные деньги.
4 шаг.
За границей и у частных корпораций брались кредиты на развитие производства. Был введен запрет на вывоз из страны капиталов, природных ресурсов, золота, серебра.
5 шаг.
Борьба с молодежной безработицей: создавались отряды по благоустройству своего города, своей страны.
6 шаг!
Началось государственное вмешательство в экономику. Программа «Голубой орел»:
–создание профсоюзов на предприятиях;
–право рабочих на заключение трудового договора
–принятие МРОТа;
–запрещение детского труда;
–сокращение рабочего дня;
–введение пенсий по старости.
7 шаг.
Началась реализация программы по созданию новых рабочих мест через привлечение людей на общественные работы по восстановлению национальной промышленности. Люди с гордостью говорили: мы работаем на правительство. За 2 месяца действующей программы было создано более 4 млн. рабочих мест. Было построено 1 млн. км. железных дорог; восстановлено 50 тыс. школ, которые были закрыты; 20 тыс. больниц. Люди поверили в лучшую жизнь. Поверили власти, правительству. До Рузвельта правительство ни коим образом не вмешивалось в социальную сферу, экономику. Государственное вмешательство давало свои позитивные результаты.
8 шаг.
Началась активная война с мафией, так как организованная преступность бесчинствовала. Люди привыкли к криминальным «разборкам», трупам на улице. Отцы мафии вели себя нагло, становясь в сознании людей чуть не героями. Похороны мафиози превращались в целое событие. Полиция перекрывала улицы. Рузвельт создает ФБР, поддерживает ее финансово. Дает право на отстрел бандитов. Начинается настоящая война с мафией: «Вначале стреляй, а затем считай до 10-ти. Война, так война»!
9 шаг.
Борьба с бюрократией и коррупцией, в которой также используются возможности ФБР. Результат – власть постепенно «уплывает» с Уолл-стрит в Белый дом, олигархи теряют свои позиции. Хотя экономическая элита негодует по поводу вмешательства в ее дела, ей приходится подчиниться новым законам Рузвельта. Морган, Рокфеллер были в шоке, когда Рузвельт пригласил их для разговора в Белый Дом. Такого не было никогда. «Мы ничего не должны правительству. Мы же платим налоги», – так считали самые богатые люди Америки. В ответ на инициативы Рузвельта, они создают «Лигу свободы». Разворачивается борьба против Президента. Его обвиняют в лояльности коммунистам, фашистам. Упрекают в том, что он посягает на самое святое для американцев – свободу! На что Рузвельт отвечает: «Капитализм должен быть честным! И приносить пользу не только кучке богачей, но и всему обществу, всем людям»! Бизнес не должен мешать власти. – Таковы главные требования президента.
10 шаг.
Принимаются два важных Закона:
«О прогрессивном налоге». Богатые должны платить больше налогов. «Богатство – не плод индивидуальных усилий. Надо делиться сверхприбылью!»
«О социальном страховании». Каждый работающий получал страховую карточку, на которую поступали деньги как самого работающего, так и работодателя (пенсионное обеспечение). Данный закон закреплял также пособия по безработице. Был принят Закон о МРОТ.
Результаты «Нового курса».
1936 год.
Начинается явно видимый выход из кризиса. Биржевые акции поднялись на 80 %.
Олигархи начали оголтелую борьбу с Новым курсом:
«Это сделка с сатаной!»; «Рузвельт – скрытый социалист!»; «Сговор с Советами!». Эл Смит – глава «Лиги свободы» 25.01.1936 г. на собрании олигархии (более 2 тыс. чел.) заявил: «Рузвельт ведет США к социализму. Гитлер – лучше!»
В ответ на эти обвинения Рузвельт объясняет свою позицию: «Правительство, которым управляют деньги, хуже, чем то, которым управляют бандиты»; «Деньги не должны влиять на политику»; « Нет хуже власти денег»!!!
Накануне новых президентских выборов олигархи США собирали огромную взятку для Рузвельта для того, чтобы он отказался от участия в выборах, но он идет на выборы и побеждает.
В принципе Рузвельт своим курсом спас от разорения крупный бизнес, который продолжал существовать и вспоминать о «шляпе, которую он чуть не потерял». Забыв о том, что мог «погибнуть» во время депрессии.
В 1940 году Рузвельт нарушил традицию, существовавшую 150 лет – переизбирать президента в США не более, чем на два срока подряд, и объявил о своем желании участвовать в избирательной кампании. Он победил, набрав в ряде штатов до 90 % голосов избирателей. За 8 лет президенту, правительству при полной поддержке народа и вопреки действиям самых богатых людей Америки удалось социализировать крупный бизнес и заставить его работать на экономику страны.
Третий этап. В 1942 году английскому парламенту был представлен «плана Бевериджа», который начал осуществляться лейбористским правительством с 1945 года. План включал в себя следующие мероприятия:
–организация системы социального обеспечения через социальное страхование вплоть до охвата всех граждан государства;
–гарантия единого национального среднего дохода, которого хватило бы на скромное поддержание жизни;
–задача обеспечения всеобщей занятости;
–предусматривалось создание безвозмездной, доступной всем гражданам системы здравоохранения;
–контроль за ценами;
–постепенное ограничение частной собственности.
Этот план послужил основой для послевоенных правительств Бельгии, Дании, Нидерландов, Швеции, Германии.
Четвертый этап. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства: произошло конституционное закрепление основ социального государства как особого типа государства. Были провозглашены социальными:
1947 – Япония; 1948 – Италия; 1949 – Германия; 1958 – Франция; 1978 – Испания; 1974 – Швеция.
Однако с 70-х годов ХХ века неоконсерваторы стали критиковать недавно рожденное социальное государство, называя его "перегруженным государством". По их мнению, оно взяло на себя непосильные функции, что привело к застою общества. Они считали такое государство слабым, так как оно не может нормально выполнять возложенных на него задач и затрудняет развитие общества. Подобные взгляды послужили питательной почвой для возникновения "тэтчеризма" (вспомните произнесенные ею слова: «Бесплатный сыр, господа, бывает только в мышеловке»).
В связи со складывающейся неблагоприятной ситуацией неоконсерваторы внесли следующие предложения по оживлению экономической конъюнктуры:
а) ограничить до минимума государственное вмешательство в социально-экономическую сферу;
б) приватизировать ранее национализированные отрасли и фирмы;
в) отказаться от государственной поддержки слабых предприятий ("хромых уток");
г) сделать ставку на развитие мелкого бизнеса и частного предпринимательства, стимулируя конкуренцию;
д) усилия государства в социально-экономической сфере сосредоточить исключительно на помощи неимущим, а здоровые люди сами должны себя обеспечивать.
Сильное государство неоконсерваторы понимали как государство с развитыми политическими функциями, с твердой, самостоятельной внешней и внутренней политикой. Если обратиться к опыту Великобритании в период нахождения у власти М.Тэтчер, то обращает на себя внимание новый подход во взаимоотношениях государства и общества: было приватизировано 2/3 госсектора (900 тысяч рабочих мест). В 1979 г. только 5% взрослого населения имели акции, а в 1982 г. уже 30%. В 60-70-х гг. имелось 1,7 млн. мелких фирм, позднее их стало около 3 млн. Выросло количество бизнесменов, имеющих свое дело, с 3,7 млн. до 7 млн. Возросла конкуренция между людьми наемного труда. В результате производительность труда в 80-е годы выросла на 50% в экономике в целом, а в машиностроении - на 80%. Рост уровня жизни составил 35%, средняя зарплата - также 35%. Налоги на доходы предпринимателей, напротив, уменьшились с 35 до 25%. Расходы на медицину и на образование увеличились.
Но в политике тэтчеризма имелись и негативные последствия, а именно: углубились социальные контрасты. В 1979 г. количество лиц, живущих ниже черты бедности, составило 9,4 млн. человек. В то же время 2% населения получало больше доходов, чем 75% населения. Число бездомных удвоилось и составило 112 тысяч человек. Уровень социальных услуг стал неадекватен уровню жизни. Все это сыграло не последнюю роль в вынужденном уходе М.Тэтчер из большой политики.
В настоящее время все развитые страны, независимо от закрепления статуса социального государства в большей или меньшей степени являются де-факто социальными.
В заключении можно предложить следующие основные признаки социального государства:
1. Социальная ориентация экономики, политики, права;
2. Основные социальные права и свободы граждан;
3. Механизмы социальной солидарности и социальной справедливости;
4. достойный уровень жизни и свободное развитие человека;
5. Меры для недопущения резкого социального неравенства;
6. Достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человеку;
7. Специальные меры поддержки социально уязвимых слоев;
8. Меры по выравниванию возникшего социального неравенства.
Формирование социального государства в России имеет ряд особенностей. Россия – это не Япония, Германия, Швеция. У нас отсутствует база для реализации принципа социальной справедливости. Вследствие этого необходимо создавать предпосылки построения социального государства:
– В экономической сфере максимальное увеличение числа собственников, высокий уровень достатка, модернизация промышленности, развитие всей инфраструктуры в стране.
–В социальной сфере:
восстановление реально существующих в советское время гарантий: на труд, получение достойных пенсий, зарплат;
недопущение попустительства в отношении крупных собственников, имеющих сверхсостояния, не контролируемых обществом;
создание гибкой системы социального обеспечения граждан.
–В духовной сфере прекращение «вестернизации» духовной жизни, пропаганды насилия, жестокости, аморализма.
– В политической сфере повышение роли законодательной власти, совершенствование федеративных отношений.
Лекция № 9
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-