logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Джон Стюарт Милль (1806—1873)

Английский философ, экономист и политик. Милль с детства был приучен своим отцом, теоретиком утилитаризма Джеймсом Миллем (1773— 1836), к напряженнейшей работе над собственным образованием, что привело двадцатилетнего юношу к нервному расстройству. На формирование первоначальных философских взглядов Милля повлияли немецкие идеалисты и Кольридж. Его основные работы, такие, как «О свободе» (1859), «Замечания о представительном правительстве» (1861) и «Порабощение женщин» (1869), оказали сильнейшее воздействие на развитие либеральной мысли. Многосторонние и глубокие труды Милля во многом проложили дорогу от классического к современному либерализму. В своем неприятии государственного вмешательства в жизнь общества Милль для XIX века не был оригинален, но то значение, которое он придавал личности, «индивидуальности», проблемам женщин и трудящихся слоев общества, явно сближает его с XX веком.

Ядром классического либерализма изначально была приверженность крайним формам индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались откровенно эгоистическими существами, которые преследуют лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле слова хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям. Параллелью к такому атомистическому (atomist) воззрению на общество выступала «негативная» свобода — неприятие индивидом какого бы то ни было внешнего вмешательства в его жизнь, его свобода от внешних ограничений. Нечего и говорить, что к государству и всевозможным правительственным регламентациям эта традиция относилась глубочайше враждебным образом.

По выражению Тома Пэйна, государство — это «необходимое зло». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку навязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека. Идеалом классического либерализма поэтому было «предельно малое государство», которое исполняло бы, как тогда выражались, роль «ночного сторожа» — зашиты людей от всевозможных неприятностей со стороны сограждан. В такой

своей разновидности, как экономический либерализм (economic liberalism), эта позиция сопровождалась безграничной верой в механизмы свободного рынка, — в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда правительство вообще оставляет ее в покое. Предполагалось, что свободный капитализм (или, по тогдашнему выражению, капитализм laissez-faire) сам собой приведет к процветанию общества, гарантирует людям свободу, поскольку их успех или неудачи в данном случае зависят лишь от них самих, и тем самым обеспечит социальную справедливость.

Суммируем идеи классического либерализма:

– критика абсолютизма, привилегий, отмена сословного права, наследственной власти;

– крайний индивидуализм (краеугольный камень классического либерализма) т.е. человек как таковой важнее любой группы или коллектива и может действовать по своему усмотрению;

– индивидуальная свобода для всех, основанная на частной собственности;

– «негативное» понимание свободы, т.е. неприятие любого вмешательства в жизнь индивида, его свобода от внешних ограничений.

– «предельно малое государство», которое не вмешивается в жизнь общества., т.к. государство ограничивает свободу человека.

В политической сфере это государство «ночной сторож», чьи функции ограничиваются обеспечением порядка и защита от внешней опасности.

В экономической – пропаганда свободного капитализма (Laisser-faire), основанного на полной свободе рынка, конкуренции, когда побеждает лучший производитель.

конституционализм (разделение властей), парламентаризм, правовое государство;

2. Реализация идей классического либерализма привела к:

а) расслоению общества в страшных масштабах;

б) поглощению мелких предприятий крупными;

в) всемирному экономическому кризису 30-х гг. ХХ в.;

г) распространению идей марксизма о социалистической революции и ликвидации буржуазного строя.

пересмотрели свои идеи в отношении роли государства и выступили за «позитивную» концепцию свободы

Государство должно:

1. ограничить возрастной ценз принятия на работу;

2. создавать денежные фонды;

3. улучшить условия труда.

2. Новый (социальный) либерализм (Дж.Кейнс, Т.Грин, Л.Хобхаус, Дж.Гобсон) отказался от идеи невмешательства государства в пользу наиболее слабых и уязвимых слоев общества, и выступили за «позитивное» понимание свободы.

Ведущим течением в неолиберализме первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.), получивший мировую известность после выхода своей книги “Общая теория занятости, процента и денег”.

Книга была написана им вскоре после “великой депрессии” 1929–1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис – явление временного порядка. Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расширении производства.

Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом свободного предпринимательства (одна из работ Кейнса так и называлась – “Конец laisser-faire”). Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. Государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантировать “успешное осуществление частной инициативы”.

Идеи социальных либералов:

– отказ от идеи свободного капитализма (Laisser-faire) в пользу большого правительства (big government) , когда правительство берет на себя основные экономические задачи (управляемый капитализм);

– равенство возможностей в социальной сфере, для чего необходимо помочь беднейшим слоям (в виде социальных пособий) подняться до того уровня, когда они смогут самостоятельно устраивать свою судьбу.

Таким образом, новые либералы готовы поддержать идею государственного вмешательства, но только, если это касается самых обездоленных, слабых, тех, кто сам не может помочь себе.

– политический плюрализм;

– правовое государство;

– признание неоднородности общества и его элитарности;

3. Неолиберализм пересматривает идеи социального либерализма и стремится «отодвинуть границы государства». Идеи:

– капиталистический рынок сам по себе может принести процветание;

– частное производство имеет преимущество по отношению к национализированному или государственному;

– «государство-нянька» (nanny state) вредит истинной свободе индивида, ответственности, предприимчивости и порождает зависимость. Следовательно от него надо отказаться.

По этим позициям неолибералы практически совпали с неоконсерваторами.