logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.

1. Понятие и концепции власти.

2. Структура власти, ее методы и формы проявления. Виды власти.

3. Властные органы в современной России: федеральный, региональный, местный уровни.

4. Легитимность политической власти. Кризис легитимности (делегитимация).

1 вопрос.

Власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия.

«Лики» власти

Можно сказать, что власть проявляется в том случае, когда А вынуждает Б делать что-то, чего Б в любом ином случае предпочел бы не делать. При этом А может воздействовать на Б разными способами. Это позволяет говорить о разных видах или «ликах» власти:

Власть как принятие решений. Этот «лик» власти определяется целенаправленными действиями, которые так или иначе определяют существо принимаемых решений. Классическое описание этой формы власти можно найти в работе Роберта Даля «Кто управляет? Демократия и власть в американском городе» (1961), где автор задался целью выяснить, кому принадлежит власть, из анализа решений и предпочтений самых различных социальных групп. Но на решения людей тоже можно воздействовать различными способами. В книге «Три лика власти» (1989) Кит Боулдинг в этой связи выделил такие методы, как использование силы или устрашение («кнут»); различные формы взаимовыгодных отношений («сделка») и отношения, основанные на взаимных обязательствах, симпатии и тому подобном («пряник»).

Власть как определение политической повестки дня. Второй «лик» власти, как полагают Бахрах и Барац (1962), отражает способность той или иной политической силы воспрепятствовать принятию решений. Здесь речь идет о том, кто контролирует политическую повестку дня, — кто изначально решает, какие вопросы будут обсуждаться, а какие — нет. В этой связи можно сказать, что некая частная корпорация может осуществлять свою власть, во-первых, выступая, скажем, против закона о защите прав потребителя («первый лик власти»), но также делая все, чтобы партии и политики вообще не выносили этого вопроса на публичное обсуждение («второй лик власти»).

Власть как контроль над сознанием. Третий «лик» власти — это способность влиять на других людей, воздействуя на их мысли, желания и потребности. (Лукс, 1974). Эта власть выражается в психологическом контроле или в том, что называется «идеологической промывкой мозгов». Здесь примером могла бы послужить индустрия рекламы, убеждающая общество в ненужности нового закона о защите прав потребителя по той причине, что корпорации уже позаботились о решении такой-то и такой-то проблемы. В политической жизни эта форма власти проявляется в использовании пропаганды и вообще в методах идеологического воздействия.

Следует различать два вида власти – власть, исходящую от авторитета, и власть, исходящую от силы.

«Власть–авторитет» лучше всего понимать как «признанную власть». Если «власть–сила» предполагает способность определять поведение других, то «власть–авторитет» – право на это.

«Власть–авторитет» поэтому зиждется на добровольно принимаемой обязанности выполнять определенные требования, а не на принуждении или обмане (манипуляции). В этом смысле «власть—авторитет» представляет собой, образно говоря, силу, облаченную в справедливость.

Вебер различал три вида такой власти: власть традиционного характера, укорененную в истории, харизматическую власть, исходящую от личности ее носителя, и рационально-правовую власть, зиждущуюся на формализованных правилах.

Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Мало найдется слов, имеющих так много значений, как термин власть". Он используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти, субъекта, наделенного властью, процесс и способ осуществления власти, силу, обеспечивающую подчинение объекта. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия "власть". Этим и объясняется существование многих определений власти.

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Властно-управленческие отношения всегда имеют "личностную окраску" и существуют в персонифицированном виде. "Проявляясь" через личность руководителя (президента, мэра, министра), они внешне выступают как власть личности, стоящей над управляемыми. При этом властные отношения остаются общественными, не становятся отношениями конкретных личностей. Однако индивидуальные качества руководителя оказывают влияние на функционирование властно-управленческой структуры, которую он представляет. Личностные качества руководителя (воля, кругозор, жестокость, властолюбие, культура, принципиальность, честность) могут повлиять на функционирование возглавляемого им властно-управленческого органа, а через него и на другие структуры. Мера такого влияния зависит от места и роли данного органа в структуре властных отношений. Причем следует учитывать, что влияние личных качеств руководителя на властные структуры осуществляется не всегда и не прямо, а через нормативные и институциональные рычаги.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей.

Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности. А властная деятельность как процесс создания конкретно-исторической социальной организации и средство ее поддержания направлена на снятие противоречий между интересами индивидов, социальных общностей, с одной стороны, и объективными условиями, - с другой.