Латиноамериканская модель
Собственная "модель" президентской республики сложилась в латиноамериканском регионе, т.н. «латиноамериканский вариант».
К данному типу относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу. Страны Л.А. первыми, еще в первой половине ХIХ в., последовали примеру США в установлении президентской системы правления. Сегодня практически все страны Латинской Америки - президентские республики. Особенностью латиноамериканской "модели" президентской республики следует считать ее значительно большее тяготение к авторитаризму, режиму личной власти президента вследствие недостаточности или отсутствия вообще сдерживающих такого рода тенденцию "противовесов" и препятствий. Конституционная президентская форма (система) правления в Латинской Америке часто скрывала за собой милитаристские, откровенно диктаторские или авторитарно-бюрократические режимы. Были случаи, когда концентрация огромных полномочий в руках законно избранного президента постепенно вела к установлению режима личной власти, использовалась для физического и морального подавления политических противников главы государства. Президент превращался в этом случае в президента-диктатора, главу жесткого авторитарного режима, прикрывающего видимостью конституционной законности объективно противоправные действия. Важной составляющей этих действий были репрессии против демократических сил, превращение законодательной власти в декоративный придаток диктатуры, сведение функций парламента к правовому оформлению неконституционных деяний президента.
Для латиноамериканской "модели" президентства характерно особо важное, ключевое положение поста президента в системе государственных, политических институтов. Отсюда такое стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.
Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или "смешанных" авторитарно-бюрократических формах правления. В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма.
Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют "подразумеваемые" полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются, как правило, различные неконституционные структуры исполнительной власти (Советы национальной безопасности, канцелярии президентов и т.п.). Латиноамериканские президенты традиционно широко практикуют и "указное право", когда издается множество декретов, распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти, фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента. Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны исполнительной власти.
Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив.
Признаки «латиноамериканского» варианта
Формально данная модель подобна североамериканской, основана на разделении властей, но система «сдержек и противовесов» развита здесь значительно слабее, а законодательная и судебная власть уступают исполнительной. Хотя в последние десятилетия этот дисбаланс сглаживается ряд исследователей называют данную модель «чистый президенсиализм» или «легальной диктатурой» (относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу).
Характеристики:
1. Президенты избираются народом по мажоритарной системе абсолютного большинства (если никто не набирает в первом туре больше половины голосов, то президента избирает парламент из числа лидирующих кандидатов);
2. Президент в большинстве стран Латинской Америки – глава исполнительной власти.
3. Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников.
4. Президенту в Латинской Америке принадлежит решающая роль во внешней политике, способность сильно влиять на электоральные процессы.
5. Президент имеет право на введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции, что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом. Важное значение имеет статус президента как верховного главнокомандующего.
6. Президент лишен права распускать парламент, который не вправе выразить вотум недоверия правительству;
7. В большинстве стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок (иногда этот запрет распространяется на родственников президента)
8. Право вето у президентов в Латинской Америке шире, чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой его части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного акта во время его доработок в парламенте.
10. Президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов. Президентское нормотворчество в этой связи очень обильно, многогранно, чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся в действие различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет.
11. Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда.
Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в ряде стран ныне можно встретить страховочные и сужающие его властные возможности механизмы (непереизбрание на новый срок, импичмент, то есть отрешение от должности, и так далее). Однако перечень должностных преступлений, влекущих за собой импичмент, существенно сужает сферу его применения. Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства и не везде предусмотрен Конституцией. В последние годы, впрочем, он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения коррумпированности "верхов". Отстранение от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса - яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим огромной властью президентам сегодня фигурируют не только обладание большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-