logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Лекция 22 Политическая прогностика.

1. Политическое прогнозирование: определение, виды, типы

2. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования. Этапы разработки.

1 вопрос.

Прогнозирование – это опережающее отражение действительности.. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).

Одним словом, всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности. См. Рис 1.

Политическое прогнозирование ставит вопрос о будущем России –выдвигаются десятки программ развития общества.

 

 

Рис. 1. Позиция неопределенности

 

В каждой утверждается, что реализация именно этой программы приведет к стабилизации общества и экономическому благополучию. Какую из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к прогнозу.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Процесс разработки прогнозов – называется прогнозированием.

Прогнозирование – это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания.

Каждый прогноз разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Прогноз как новое знание существует как бы в двух формах:

1) знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования;

2) знания о свойствах объектов, несуществующих в действительности в период прогнозирования.

Необходимо выделить два аспекта прогнозирования:

1. предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений

2. предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование,

объектом которого выступает внутренняя и внешняя политика,

предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.

Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) – это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью.

Внешнеполитическое прогнозирование – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем – прочих участников международной жизни.