logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Отличительные черты, структура и функции общественного мнения

В целом возникновение обществен­ного мнения как устойчивого поли­тического механизма презентации социальных интересов является ре­зультатом развития демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения могут складываться как массо­вые, так и локальные точки зрения. Их возникновение и соотноше­ние зависит от уровня конкурентности в обществе, от наличия меха­низмов политической презентации, имеющихся в обществе, от заяв­ляемых людьми претензий на всеобщность собственной позиции.

В качестве объекта общественного мнения могут выступать лю­бые факты и явления социальной жизни, в том числе высказывания отдельных политиков, чья оценка вызывает политически значимую реакцию населения.

Понятно, что высказываемые общественным мнением оценки могут и не быть адекватным отражением событий, происходящих в обще­стве (У. Липман).

В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера оно может быть весьма односторонним, предвзятым. Поэтому, наряду с позитивным по своей сути воздействием на власть, стремлением за­ставить государство прислушаться к голосу граждан, общественное мнение нередко бывает опасным в силу своей некомпетентности.

В структуру общественного мнения, как правило, входят массо­вые (групповые) настроения, эмоции, чувства, а также формализо­ванные оценки и суждения. Эти элементы общественного мнения по­казывают определенную динамику развития: от абстрактных пред­ставлений, неясных и неопределившихся эмоций к более строгим и рациональным понятиям и оценкам. В то же время в условиях кризиса общества эта динамика отличается крайней противоречивостью, мно­гократным возвращением от более-менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям.

Для каждого из доминирующих в обществе политических образов существуют особые каналы коммуницирования с властью. Так, чув­ственные мнения выражаются на митингах, стихийных сходках, со­браниях. Формализованные же оценки, как правило, транслируются в ходе выступлений от лица общественности независимых экспер­тов, лидеров, а также в виде газетных статей, комментариев и т.д.

К наиболее существенным функциям общественного мнения мож­но отнести следующие:

- репрезентацию текущей политики в глазах общественности;

- обеспечение обратной связи в системе государственного управле­ния, предполагающей коррекцию проводимого режимом курса;

- повышение степени легитимности правящего режима;

- социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений.

У общественного мнения нет однозначной направленности на преобразование действительности. Высказанные общественностью позиции и оценки власти могут как учитывать (целиком и полнос­тью), так и не учитывать при принятии решений. Однако власти не­пременно должны отреагировать на высказанные мнения, зафикси­ровать свое отношение к ним.

Учитывая реалии политической борьбы, нельзя сбрасывать со сче­тов и того, что сама власть может брать на себя функции выражения общественного мнения. В частности, используя близкие к режиму СМИ, правящие круги могут выдвигать своих «лидеров обществен­ного мнения»; распространять материалы и комментарии событий, которые будут по-своему оформлять общественные чувства; выска­зывать публичные оценки от имени тех или иных групп, на которые впоследствии уже могут реагировать власти в собственных интересах.

Политическая практика дала примеры многообразных типов об­щественного мнения, обладающих собственными специфическими параметрами.

Так, мнения общественности можно различать по ха­рактеру их влияния на власть; по степени иллюзорности, отражаю­щей господствующие в них заблуждения и предрассудки; по уровню конструктивности; степени директивности в отношении власти. Спе­циалисты выделяют также гомогенные типы общественного мнения, в которых те или иные идеи и позиции жестко цементируют его, и негомогенные типы, в которых конкурируют друг с другом разнооб­разные оценки и позиции.

В зависимости от формы выражения и сте­пени близости к позициям властей, общественное мнение может иметь официальный или неофициальный характер. Например, в СССР были широко распространены формы «единодушной» (вызванной как ра­ботой парторганов, так и пассивностью населения) поддержки на­селением любых политических действий властей (в просторечии – «одобрямс»).

К универсальным, постоянно проявляемым свойствам обществен­ного мнения можно отнести:

- внутреннюю противоречивость и несбалансированность, кото­рые создают возможность переориентации общественного мнения с одной точки зрения на другую;

- ситуативность, зависимость от динамики политических изме­нений;

- относительную устойчивость сформулированных позиций, да­ющую возможность их тиражирования и распространения быстрее, чем они поменяют значения;

- упрощенность и поверхностность оценок.