Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
Этапы, условия становления политологии, ее институционализация в разных странах.
Объект и предмет политологии. Категории политологии. Парадигмы политической мысли.
3. Прикладная политология: предмет, задачи, уровни. Прикладное исследование: цель, этапы, виды.
4. Методы политической науки и их типология.
5. Природа политических знаний и функции политической науки. Взаимодействие политологии с другими дисциплинами. Функции политологии.
Мы приступаем к изучению новой для Вас учебной дисциплины - политологии. Все общественные науки, которые изучались Вами, существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодействующими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетаются с историей, особенно теорией политических учений, социологией, государствоведением.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фриммен не без основания говорил, что «История - это прошлая политика, а политика - это теперешняя история». Симптоматично, что в настоящее время в колледжах США история и политическая наука преподается на объединенных кафедрах. И если историк имеет дело с уже свершившимися фактами и событиями, то политолог исследует политическую реальность, которая затрагивает интересы множества лиц или даже государств. В связи с этим, политолог, в отличие от историка не гарантирован от субъективных впечатлений, оценок. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальные политические события еще до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Вспомним, какую оценку давали политике перестройка Горбачева в 1985-86г.г. и как ее оценивали спустя 10 лет. Вообще-то, что касается политологии, то в отличие от западных стран, где политическая наука занимает достойное место среди других общественных наук и со второй половины XIX века выступает в качестве самостоятельной академической дисциплины, в бывшем СССР ей не повезло. Вплоть до середины 80-х гг. данная наука трактовалась как лженаука и на нее было наложено идеологическое табу. Это выразилось в том, что политические исследования западных школ рассматривались через призму коммунистической идеология и соответствия основным положениям программы КПСС, научного коммунизма. Особое возмущение наших идеологов вызывали выводы западных политологов, касающихся тоталитарной системы нашего общества, диктатуры одной партии, отсутствия свободы слова, вероисповедания и другого.
В последние годы происходит своего рода политический Ренессанс. Политология занимает подобающее место в системе общественных наук. А в 1990 году Высшей аттестационной комиссией (ВАК) был сформирован Экспертный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по политологии.
М. Дюверже о трех периодах в эволюции политической науки:
1. Предыстория: от Античности до 18 века (мыслители древности, средневековья, начального периода Нового времени).
2. 19 век, отмеченный заслугами А.де Токвиля, О. Конта, К. Маркса.
3. Собственно история политической науки, ведущая начало с конца Х1Х – начала ХХ века.
Периодизация становления политической науки по Р. Далю:
1. Философский этап (с древности до Х1Х века) - нормативно-дедуктивные и морально-аксеологические трактовки политики.
2. Институциональный период (до конца Х1Х – начала ХХ века) – исследование государства и его институтов в связи с правовыми процедурами закрепления власти.
3. Эмпирический период (с 20-х годов ХХ века), связанный с изучением политического поведения и использованием конкретных количественных методов в политической науке с отказом от нормативной проблематики. 4. Ревизия, критическое осмысление бихевиорального периода, возврат к теоретическому и нормативному аспектам изучения политики.
«Три вершины» в развитии политической науки по Г. Алмонду:
1. 1920 -1940 гг - Чикагская школа с ее программами эмпирических исследований с акцентом на психологической и социологической интерпретации политики.
2. Распространение поведенческого подхода в первые десятилетия после второй мировой войны.
3. Ввведение логико-математических методов исследования, а также применением экономических моделей в рамках теории “рационального выбора” и “методологического индивидуализма”.
Американский политолог Карла Дойч выделяет в развитии политологии 3 этапа ступени:
1. Философская или теоретическая ( от Античности до Гражданской войны в США 1861-1865 гг).
2. Эмпирическая или прикладная (до начала Второй мировой войны)
3. Критическое переосмысление накопленных теоретических и прикладных знаний (до сегодняшнего дня)
Данная периодизация позволяет сделать определенные выводы:
1) история развития политической науки - это сложный многоступенчатый процесс;
2) следует различать историю политических учений, или ее философскую ступень, и политическую науку в собственно смысле этого слова как самостоятельную общественную дисциплину, которая возникла гораздо позже, на второй ступени.
Рассмотрим коротко содержание каждой ступени:
Первая ступень в развитии политической науки (с появлением государства - устройство управления) была представлена философскими сочинениями, трактатами, ибо к миру политики обращались уже в античности Платон, Аристотель, Цицерон. Но в этот период политика еще не выделилась в особую сферу жизнедеятельности, вследствие чего политическая наука была представлена лишь теоретической или философской формой. Таким образом, первый этап - это история политических учений.
Второй этап ознаменовал собой переход от чисто теоретической, философской формы существования политологии к эмпирической или практической политологии. Внимание политологов переключилось на собирание и систематизирование эмпирических данных. Это было связано с введением в конце XIX века в ряде стран института всеобщего избирательного права что и потребовало исследовать общественное мнение, позиции партий, сами избирательные системы. Таки образом, основная тяжесть второго этапа приходилась на конкретные статистические исследования политических явлений.
Третий этап в развитии политологии характеризовался органическим сочетанием теоретических и эмпирических знаний о политике. Расширился диапазон политической науки. В круг ее интересов вошли политические партии, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и средства массовой информации, политическое лидерство и элиты и т.д. Все это потребовало не только статистических данных об этих явлениях, но и их теоретического переосмысления, интерпретации полученных результатов.
Если говорить о географии третьей ступени, то в Западной Европе политология развивается по двум направлениям: и теоретическому, и прикладному. В США в основном получили развитие прикладные эмпирические исследования.
Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего называют Аристотеля, так как произведения Аристотеля более соответствуют сегодняшним представлениям о научном изложении проблем политики.
Таким образом, если говорить о зарождении политической науки, то следует различать историю политических учений и политологию как самостоятельную академическую дисциплину. Если первые возникли с возникновением государства, то последняя соответствовала более позднему периоду развития человеческого общества – капиталистической стадии, когда начался процесс институциализации политологии как самостоятельной учебной дисциплины.
Институциализация политологии – это признание политологии в качестве научной дисциплины посредством
– принятия государственных стандартов;
– открытие учебных кафедр, факультетов политологии в учебных заведениях;
– курсов подготовки профессиональных политологов;
– выпуск учебных пособий, монографий;
– создание обществ, ассоциаций политологов как в отдельных странах, так и международных.
Данный процесс начинается во второй половине XIX в., что было вызвано рядом факторов.
Французский политолог П. Фавр относит к ним как общие, так и особые условия возникновения политической науки – одной из социальных наук.
В число первых он включает
– расцвет промышленной революции и индивидуализма
– придание большого значения науке в обществе
– рост среднего уровня образования населения
– формирование особого класса “производителей и потребителей гуманитарных наук” в связи с становлением структуры современного университета.
К особым условиям, способствовавшим специализации политической науки, Фавр относит:
а) более четкое разграничение экономических, моральных, социальных и политических категорий, что оправдывало изучение особого мира – политического. Известно, что уже в 20-е гг. XIX в. Гегель отличал гражданское общество (социальная категория) от государства (политическая категория);
б) появление в государстве современного управленческого персонала, что определило развитие административного права и политической науки;
в) демократизация политики путем расширения политического участия избирателей, что способствовало развитию политических дискуссий в обществе.
Все эти условия и способствовали появлению политической науки почти одновременно в ряде западных стран в последней трети XIX в.
США
В США политическая наука формируется первоначально как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В 1857 году Фрэнсис Либер открывает кафедру истории и политической науки в Колумбийском университете. В 1880г. профессор истории и политической экономии Джон Берджесс создал Школу политической науки Колумбийского университета; с 1886 г. эта Школа стала издавать политологический журнал “Ежеквартальник политической науки”. Аналогичные школы были созданы в других крупных университетах США (в частности, Корнельском, Иельском). Вскоре была организована Американская Ассоциация политической науки (1903 г.), которая стала выпускать Американский журнал политической науки (с 1906 г.).
Классическими политологическими работами, изданными до 1900 г., стали труды:
Вулси “Политическая наука, или государство, рассматриваемое с теоретической и практической точек зрения” (1878 г.),
В. Вильсона “Государство” (1889 г.),
В. Уиллогби “Исследование природы государства” (1896 г.), “Изучение политической философии” (1896 г.).
В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. Речь шла уже о том, чтобы описывать “не легальные формы политической активности, но саму реальность” (М. Гравитц). В рамках данной тематики американские политологи стремились сделать свою науку в значительной степени прикладной. Большая заслуга в этом принадлежит Ч. Мерриаму, одному из основателей политической науки США.
Политическую науку США, да и многих других стран, трудно представить без такой области исследований, как политическая философия и история политических идей. Один из основателей этого направления – У. Даннинг, автор трехтомного издания: “История политических теорий, древность и средние века” (1902 г.), “История политических теорий: от Лютера до Монтескье” (1905 г.), “История политических теорий: от Руссо до Спенсера” (1920 г.),
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-