logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Александр Гамильтон (1755—1805)

Американский государственный деятель, соавтор «Федералиста» (1787—1789) вместе с Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем. Гамильтон родился в Вест-Индии. В ходе Войны за независимость он стал адъютантом Дж. Вашингтона. Получив юридическое образование, в 1782 г. вошел в состав Конгресса, после чего занял только что учрежденную должность казначея США. Был основателем и лидером партии федералистов до самой своей смерти на дуэли со своим соперником Аароном Барром. Политические убеждения Гамильтона с его приверженностью федерализму характеризовались глубокой неприязнью к демократии, поддержкой активных действий центрального правительства и убеждением в том, что промышленность страны нуждается в государственной финансовой и экономической поддержке. Ядром политической философии Гамильтона является идея мощного национального правительства с сильной исполнительной властью, которое было бы способно поддержать еще не окрепшую экономику страны.

– Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной “Статьями конфедерации” 1781 г.

– Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов – учредителей США.

Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон. По направленности своих политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям.

Томас Пейн (1737–1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. В памфлете Здравый смысл он предложил название государства, которое должны образовать колонисты, – “Соединенные Штаты Америки. “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г

– Пейн различал 1. естественные

2. гражданские права человека.

Естественные права – на счастье, свободу совести, свободу слова – присущи ему по природе. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

Гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное, как у Локка.

частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “недоплаты работникам”. Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных

– В 1775 г. Пейн выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

– Государство, по Пейну, создается людьми по общественному договору и верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.

– Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления через восстание и революцию.

– Правом на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

– Пейн различал “старые” (монархические) – наследование власти и “новые” (республиканские) формы – ее выборность.

– Защита идеи народного суверенитета.

– Каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость, повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства.

Т. Джефферсон (1743 – 1826 гг.), автор Декларации независимости Соединенных Штатов, провозгласившей образование США:

– все люди сотворены равными, наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью, право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

– правительство создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему

– идея народного суверенитета, право народа на революцию.

– осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров, которое противоречит человеческой природе и естественным правам людей

но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

ХХ век – это продолжение старого спора о преимуществах и недостатках демократии. Серьезную критику демократии мы находим у представителей теории элиты. Это Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс. Элитисты делили общества на два класса: господствующий «политический класс», который управляет и пользуются привилегиями, и управляемый класс, масса, не организованное большинство. Прямая демократия – утопия, так как власть может служить народу, но осуществляться самим народом – никогда. Ведь народ – это не осведомленная, пассивная масса, не способная самостоятельно заниматься управлением. Вместе с тем, элита должна быть открытой для кооптации (замены). Обратное – чревато социальными волнениями.

В ХХ веке получили развитие также различные теории демократии. Например, теория плюралистической демократии, согласно которой в обществе выделяются различные классы, слои, группы, каждая из которых стремится оказывать влияние на государственную власть. Государство в этих условиях выступает инструментом согласования различных интересов. Этих взглядов придерживаются М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р.Даль, Г.Ласки, Р.Аллен.

ХХ век – век не виданных ранее социальных конфликтов. В политологии возникло целое направление – конфликтология. Представители Р. Дарендорф, М.Крозье, К.Боулдинг.

Получила развитие партийная теория (М.Дюверже), теория политической культуры (Д.Алмонд), теория политической системы (Д. Истон, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон).