Александр Гамильтон (1755—1805)
Американский государственный деятель, соавтор «Федералиста» (1787—1789) вместе с Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем. Гамильтон родился в Вест-Индии. В ходе Войны за независимость он стал адъютантом Дж. Вашингтона. Получив юридическое образование, в 1782 г. вошел в состав Конгресса, после чего занял только что учрежденную должность казначея США. Был основателем и лидером партии федералистов до самой своей смерти на дуэли со своим соперником Аароном Барром. Политические убеждения Гамильтона с его приверженностью федерализму характеризовались глубокой неприязнью к демократии, поддержкой активных действий центрального правительства и убеждением в том, что промышленность страны нуждается в государственной финансовой и экономической поддержке. Ядром политической философии Гамильтона является идея мощного национального правительства с сильной исполнительной властью, которое было бы способно поддержать еще не окрепшую экономику страны.
– Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной “Статьями конфедерации” 1781 г.
– Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.
Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.
Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.
Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов – учредителей США.
Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон. По направленности своих политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям.
Томас Пейн (1737–1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. В памфлете “Здравый смысл” он предложил название государства, которое должны образовать колонисты, – “Соединенные Штаты Америки. “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г
– Пейн различал 1. естественные
2. гражданские права человека.
Естественные права – на счастье, свободу совести, свободу слова – присущи ему по природе. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.
Гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное, как у Локка.
– частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “недоплаты работникам”. Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных
– В 1775 г. Пейн выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.
– Государство, по Пейну, создается людьми по общественному договору и верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.
– Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления через восстание и революцию.
– Правом на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.
– Пейн различал “старые” (монархические) – наследование власти и “новые” (республиканские) формы – ее выборность.
– Защита идеи народного суверенитета.
– Каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.
Политические взгляды Пейна оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость, повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства.
Т. Джефферсон (1743 – 1826 гг.), автор Декларации независимости Соединенных Штатов, провозгласившей образование США:
– все люди сотворены равными, наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью, право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.
– правительство создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему
– идея народного суверенитета, право народа на революцию.
– осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров, которое противоречит человеческой природе и естественным правам людей
но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.
ХХ век – это продолжение старого спора о преимуществах и недостатках демократии. Серьезную критику демократии мы находим у представителей теории элиты. Это Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс. Элитисты делили общества на два класса: господствующий «политический класс», который управляет и пользуются привилегиями, и управляемый класс, масса, не организованное большинство. Прямая демократия – утопия, так как власть может служить народу, но осуществляться самим народом – никогда. Ведь народ – это не осведомленная, пассивная масса, не способная самостоятельно заниматься управлением. Вместе с тем, элита должна быть открытой для кооптации (замены). Обратное – чревато социальными волнениями.
В ХХ веке получили развитие также различные теории демократии. Например, теория плюралистической демократии, согласно которой в обществе выделяются различные классы, слои, группы, каждая из которых стремится оказывать влияние на государственную власть. Государство в этих условиях выступает инструментом согласования различных интересов. Этих взглядов придерживаются М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р.Даль, Г.Ласки, Р.Аллен.
ХХ век – век не виданных ранее социальных конфликтов. В политологии возникло целое направление – конфликтология. Представители Р. Дарендорф, М.Крозье, К.Боулдинг.
Получила развитие партийная теория (М.Дюверже), теория политической культуры (Д.Алмонд), теория политической системы (Д. Истон, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон).
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-